Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение     ГБОУ школа № 163Центрального района Санкт-Петербурга

 
Тема: «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
учитель   начальных классов и математики ГБОУ школы №163
Мандригель О.И.
Санкт-Петербург
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………стр. 3
Основная часть……………………………  стр. 4
Заключение…………………………………стр. 6
Используемая литература………………….стр. 7
Введение
**********
Термин «рефлексия» подразумевает обращение сознания ребёнка на себя самого, попытка понимания и анализа своих чувств, мыслей, мотивов поступков.
В младшем школьном возрасте у ребят начинает совершенствоваться накопленный ранее познавательный опыт: желание что-то разобрать или сломать, теперь, переформировывается в любознательное разобраться самому, как это устроено. Дети любопытны по своей природе, развивающийся мозг, жадно впитывает в себя информацию из окружающего мира, ребёнок быстро учится. Также, этому возрасту свойственно усиление контроля сознания над поведением, активирования процессов торможения сиюминутных желаний, развиваются элементы силы воли.
Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному городу, доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружающем обществе, уважение носителей других верований - их культур и религиозных традиций, коммуникабельность, ответственность, умение отвечать за свои поступки, принятие здорового образа жизни.
Социализация школьника в современном государстве, где проживают представители множества религий, во многом зависит и от школы, в которой обучается ребёнок, что располагает к тесному сотрудничеству школы с семьёй школьника. Обсуждая на родительских собраниях будущую программу «Обучения основам религиозных культур и светской этики», следует учитывать амбивалентность (двойственность) ситуации: представители национальных меньшинств, приехав из, фактически, другого мира, стремятся сохранить свои религиозные ценности, а с другой стороны, они вынуждены общаться с людьми, имеющими иную веру, развивать взаимопонимание, строить цивилизованные взаимоотношения.
По заверениям Общественной палаты, из шести модулей школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», апробированных в некоторых Российских регионах
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы православной культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы светской этики»,
ученику должен быть предоставлен выбор, какая религия для него ближе всего (по согласованию с родителями). Особо нужно отметить, чтобы родители учеников старались проявлять толерантность друг к другу и не осуждали другие религии в домашней обстановке, по крайней мере, в присутствии детей.
По моему мнению, чтобы не возникало проблем между учениками и их родителями на почве религиозных разногласий, четыре модуля по основным религиям желательно вести в качестве факультативов с преподавателями, представляющими ту или иную религиозную конфессию: православие – батюшка в чине не ниже дьякона, иудаизм – раввин или кантор, ислам – муфтий, буддизм – привлечь монахов-буддистов. Две нейтральные темы, может преподавать учитель истории, так как основы мировых религиозных культур и основы светской этики не требуют углублённых религиозных знаний.
Заключение
************
На основах  религиозных культур ребёнок учится состоянию осмысленной духовности, овладевает умением слушать и слышать партнера, высказать свое мнение; что, в дальнейшем, позитивно сказывается на его развитии. Постепенное осознание устойчивых духовных потребностей, формирует нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.
Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства ответственности за свои дела, умение дать оценку своим действиям и поступкам окружающих. В личностном плане у детей проявляются такие качества, как отзывчивость и внимание к другим людям, ребёнок начинает анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
Список используемой литературы:
Квинн В., Прикладная психология/ Квинн В., - СПб.: Питер, 2000.
Солсо Р.Л., Когнитивная психология/ Солсо Р.Л., – Пер. с англ.- М.: Тривола, 1996.
Блонский П.П., Психология младшего школьника / Под ред. Липкиной А.И. и Марцинковской Т.Д., М.; Воронеж, 1997.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р г. Москва /интернет-ресурс/ http://www.rg.ru/2012/02/04/predmet-religia-site-dok.html,http://www.rg.ru/pril/57/86/48/84.docБондаренко Л.И., Перов В. Ю. «Основы светской этики», М., «Просвещение» 2010
Тишков В.А. «ОРКСЭ» М., «Просвещение» 2010.
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. - М.: Просвещение, 2010
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М. : Просвещение, 2010