Федор Абрамов Братья и сестры (11 класс)


Федор Абрамов
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком во славе лучейА. Ахматова
Жизненный путь Федора Абрамова уложился в две даты: 1920-1983 года. Дорога, разделяющая эти годы, прошла через коллективизацию, индустриализацию, репрессии сталинизма, через Великую Отечественную войну и восстановительный период, 20 съезд, эпоху застоя, накануне перемен середины 80-х годов. Перед войной Абрамов выбрал филологию, поступив в Ленинградский вуз. После войны, переживший тяжелые ранения бывший боец-доброволец превратился в студента, он выбрал советскую литературу. После получения образования поступил в аспирантуру. Вскоре после защиты кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова молодой перспективный ученый был назначен заведующим кафедрой истории советской литературы ЛГУ. К нему пришла известность критика, на его счету было несколько публикаций. Самая заметная статья «Люди колхозной деревни в послевоенное прозе». Статья обличала бесконфликтность, лакировочность, лживость литературы о жизни села. Работа над монографиями, подготовка к защите докторской, профессорское звание. В 1958 году публикует роман, а в 1960 году оставляет кафедру и переходит на творческую работу. Он уезжает из родного дома. Его авторские симпатии отданы героям, которые само отрекаются ради общего блага, приносят себя в жертву во имя благополучия, процветания родной земли. Забывают себя в заботах о счастье ближнего. Но именно это небрежение личным, способствует раскрытию индивидуального, неповторимого, возвышению человека. Только таким путем выявляется величие каждого в отдельности и народа, нации в целом. Закон этот срабатывает при условии самопожертвования ради великой цели, первейшая из которых – благо родной земли, Родины, государства. От этого закона зависит здоровье общества экономическое, политическое и нравственное. Вот почему писатель требователен к своим героям. Разрушая стереотипы, взламывая литературные штампы, он пишет «Пелагею», «Альку». Как бы отвечая на уже носившийся в воздухе, но еще не сформулированный В. Шукшиным вопрос: «Что же с нами происходит?» казалось бы, его Пелагея – трудолюбивая, выносливая должна крепить основы бытия. Она работает в пекарне, но в судьбе ее все вымороченное, лучшие черты героини вывернуты наизнанку из-за того, что лучшие национальные традиционные черты характера опошлены, извращены корыстью, приобретательством, накопительством, престижностью в ее ложном понимании, вещизмом, эгоизмом. Нет замкнутости. Писатель предупреждает, что это трагедия материнской любви и трудолюбия, раз они деформированы индивидуализмом. Призванные крепить человеческие связи, будь то кровные, семейные, профессиональные, территориальные, национальные, на любом уровне, они способствуют распаду, становясь одной из первопричин захватившей наше общество болезни отчуждения. Была написана тетралогия. «Две зимы и три лета». «Дом». И это происходит в деревне Пекашино. В названии ее намек на печь хлеб. И вот утечка исторической энергии народа обнаружена в Пекашине, в семье Пряслиных. В завершающем тетралогию романе «Дом» под одной крышей дома-избы оказываются «братья и сестры», растерявшие чувство кровного родства, объединявшее их в первом романе. И потеря эта случилась в те «две зимы и три лета» на «путях-перепутьях», которые выпали на их долю. Многочисленной и дружной предстает семья Пряслиных в начале повествования. Общие традиции, общее с народом горе, общая беда, общая забота о спасении Родины. Это единение помогает выстоять в трудные времена. Но вот гибнет на фронте глава семьи Пряслиных, умирает мать, разлетаются по свету Григорий и Петр, Татьяна и Федор, отдаляясь не только территориально, но и духовно. Ссора разводит Михаила с Лизой. Женитьба Егорши на сестре друга, но не складывается жизнь молодоженов. Гибнет их единственный сын. На самом взлете обрывается любовь Варвары и Михаила. Недолго в подружках числится у Варвары Анфиса Минина. Вместо распавшихся возникают новые связи. Они возникают от одиночества. От безысходности. Экономической необходимости. И лишены сердечности, душевности, искренности. Люди в таких связах не самораскрываются, но обособляются, теряют себя. Растрачивают душевное тепло. Расходуют жизненную энергию. Между «братьями и сестрами» поселяются недоверие, подозрительность, зависть, враждебность. И не имея других, люди вынуждены объединяться на основе этих нечеловеческих качеств, которые не способны обеспечить прочность, долговременность, устойчивость общности. С романа «Две зимы и три лета» начинает запутываться клубок человеческих отношений. Личное начинает перекричать другое личное. Оно мстит за вынужденное долгое молчание. На страницах этого романа начинают расходиться пути Егорши и Михаила. Распадается любовь Михаила и Варвары. На перепадах радости и печали, счастья и разочарования, надежды и безверия испытывает писатель своих героев и заставляет их исповедоваться. Абрамову удается оставаться психологически достоверным. Ему подвластно запечатление человеческого бытия на эмоциональных пиках и спадах при их чередовании. Это-то беспрерывное чередование и создает впечатление уплотненности романного времени. Год, день, час начинают вбирать в себя больше событий. Проза становится от этого динамичнее, экспрессивнее. С учетом исчисления времени романы делятся на главы-годы, месяцы, под главки-дни, часы, минуты. Человек находится в постоянной сцепке со временем. Время отражается не только в движении судеб, характеров, но и в сюжетной линии, оно застыло в языке, в слове. Более 30 лет из жизни пекашенцев и около 20 лет из жизни писателя вобрала в себя тетралогия Федора Абрамова. Лексически замкнута, ограниченна, однородна языковая среда первого романа. Вековая сила устойчивости, традиционности дает героям выстоять и победить. Идея братства поддерживалась и однородностью авторского повествования и речи героев. Повествователь в романе – земляк, руг, старший брат. Природа ненавязчиво входит в мир героев. Стыдливо, целомудренно, через мир человеческих переживаний даны в романе пейзажи. Важные проблемы решает писатель: отношение к труду, отчуждение от земли, потеря чувств ответственности за происходящее вокруг. Воспитание уважения к предыдущим поколениям. Укрепление исторической памяти народа. От психологически точного, эстетически тонкого восприятия пейзажа в первых романах до страстной публицистической борьбы за красоту, ухоженность, благородство родной земли в последнем романе тетралогии – вот путь мужания, пройденный повествователем рука об руку с героями. Рассказчик от романа к роману теряет свою самостоятельность, постепенно самоустраняется и передает слово народу. Исчезают описания героев со стороны. Нет портретных характеристик. Языковая гармония «Братьев и сестер» начинает отступать. Разрушается под напором канцеляризмов, жаргонизмов. Сдержанность повествователя. Введение повествования с использованием не собственно-прямой речи, диалоги выразительно представляют различие характеров героев, которое в тетралогии вырождается в человеческую разобщенность. Именно к воссозданию единства призывает слово писателя. А это происходит в годы застоя. Кровная сопричастность судьбе народа, ощущение сограждан своими братьями и сестрами давали Ф. Абрамову моральное право обращаться к землякам с самой нелицеприятной критикой, со словами, рожденными болью и гневом.