Конспект урока Письменная нумерация в пределах 100


Математика 2 класс. Часть 1. М.И. Моро, С.И. Волкова УМК «Школа России»
Тема: Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. (Письменная нумерация чисел от 11 до 100)
Цели: научить записывать и читать числа от 21 до 99, определять поместное значение цифр; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать именованные числа; решать задачи; развивать логическое мышление.
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая подготовка Приветствие, проверка готовности к уроку.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Все нам надо посчитать,
Раз, два, три, четыре, пять. Демонстрируют готовность к уроку, рассказывают считалочку Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
II. Каллиграфическая минутка Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа Учитель читает стихотворение:
Сегодня, милые ребятки,
Цифра спряталась в загадке:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
– Что это за число?
– Сегодня у нас на минутке чистописания число «5».
– Прокомментируйте написание цифры «5»?
Прописывает образец на доске: 5 5 5 5 5...
– Запишите число «5» у себя в тетрадях
(Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Начинаем писать чуть правее середины верней клетки и ведём наклонно до центра клетки. А затем пишем малый полуовал («3»). Вверху пишется горизонтальная волнистая линия.)Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради
Фронтальная Регулятивные: контролируют
и оценивают свою деятельность.
Познавательные: выделяют
необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося Устные ответы,
наблюдение
III. Устный счет Развитие навыков устного счета.
Игра «Назови соседа»
Арифметические ребусы Вы на числа посмотрите,
Их «соседей» назовите

Записывает на доске:
* + 1 = **  – 1 = 19
9 +  = 13  + 7 = 15
– Как вы думаете, какие числа спрятались? Подумайте, ребята!
– Сосчитайте от 34 до 44, от 58 до 63, от 77 до 84?
– Посчитаем десятками до 100 и обратно Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; умеют считать десятками до 100 и обратно.
Устные ответы
IV. Под-
готовка к восприятию учебного материала, самоопределение темы урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала На доске записаны числа: 11, 32, 23, 57, 80, 75, 44.
– Что вы заметили?
– Что обозначает каждая цифра в записи чисел?
– Обратите внимание на числа, в записи которых одинаковое количество десятков и единиц.
– Назовите число, в котором: 2 десятка и 3 единиц; 3 десятка и 2 единицы; 7 десятков и 5 единиц;
5 десятков и 7 единиц.
– Чем сегодня будем заниматься на уроке?
(учиться записывать различные двузначные числа, определять роль каждой цифры в записи числа.)
- Тема урока «Письменная нумерация чисел от 11 до 100» Осознают то, что уже известно и усвоено, и то, что предстоит узнать.
Анализируют, сравнивают, делают выводы.
Вступают в диалог с учителем и одноклассниками Фронтальная Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу.
Познавательные: выделяют
и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы, наблюдения
V. Открытие новых знаний
Развитие умения определять роль каждой цифры
в записи двузначного числа, записывать двузначные числа.
– Вернемся к числам, которые вы назвали.
– Одинакова ли роль цифры 5 (7) в числах 57, 75?
– Где место десятков в записи числа? единиц?
– Запишите число 57. У вас получилось так, как
на доске?
– Запишите число 75. Так ли вы записали число?
– В каждом из записанных вами чисел подчеркните десятки зеленым карандашом, а единицы – синим.
– Проверьте работу друг друга.
– Какова роль цифры 2 (3) в числах 23, 32?
– Запишите числа 23 и 32. Сравните запись, выполненную на доске с тем, что написали вы.
– В каждом из записанных вами чисел подчеркните десятки зеленым карандашом, а единицы – синим.
– Проверьте работу друг друга.
– Самостоятельно назовите число в пределах 100 и запишите их, объяснив роль каждой цифры. Определяют роль цифр в записи двузначного числа, записывают двузначные числа (один ученик выполняет работу на доске); проверяют работу друг друга; сравнивают свои вычисления с записью, выполненной на доске. Фронтальная парная (групповая);
индивидуальная. Регулятивные: определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.
Познавательные: выделяют
и формулируют учебно-познавательную задачу; анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить
свои мысли до всех участников образовательного процесса, со взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; выполняют и принимают конструктивные формы сотрудничества. Устные ответы.
Наблюдение
VI. Первичное закрепление знаний
Коллективный разбор
задания 1
(с. 8 уч., ч. 1).
Задание 10
(ТПО с.6) - Как изменится запись чисел, если добавить 1 десяток палочек? Данные и вновь образованные числа записываются парами:
12 22 20 30.
– Решите задание самостоятельно с последующей самопроверкой. Фронтальная Регулятивные: контролируют
и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют свой выбор. Сравнение именованных чисел. Развитие умения сравнивать именованные числа.
Задание 4
(с. 8 уч., ч. 1). – Рассмотрите записи. Какую величину измеряют в этих единицах? (длину) Что значит «сравнить числа»?
– Как можно сравнить 19 см и 2 дм, ведь числа имеют разные единицы измерения?
(19 см – это 1 дм и 9 см; 1 дм 9 см < 2 дм, значит, 19 см < 2 дм).
Пример рассуждения:
40 см 4 дм.
40 см – это 4 дм;
4 дм = 4 дм, значит, 40 см = 4 дм. Рассуждая вслух, обосновывают выбор знака сравнения Фронтальная Познавательные: осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают, доказывают.
Коммуникативные: достаточно полно и четко выражают свои мыс-ли; знают правила ведения диалога. Физкульт-минуткаВетер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом – наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем. Выполняют
элементарные физические упражнения
(в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их
с действиями учителя и одноклассников.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности и здорового образа жизни; стремятся к сотрудничеству Наблюдение
Работа над задачами. Решение простых задач изученных видов. Задание 5
(с. 8 учебника, ч. 1).
– Прочитайте текст задачи.
– О чем эта задача?
– Что нам известно в задаче?
– Что надо найти в задаче?
– Запишите краткое условие.

– Что спрашивается в первом вопросе задачи? (Сколько цифр он написал во второй строке?)
– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Да)
– Каким действием мы это найдём? Почему? (вычитанием, т.к. во 2-й строке меньше цифр)
– Запишем решение в тетрадь. (10-3=7(ц.))
– Что спрашивается во втором вопросе задачи? ( )– Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Да)
– Каким действием мы это найдём? Почему? (Сложением, т.к. нам надо найти всего цифр на 1-й и 2-й строчке)
– Запишем решение в тетрадь. (10+7=10(ц.))
– Запишите ответ. (Ответ: 10 цифр всего.) Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данные тексты являются задачами;
выделяя условие, вопрос, называют данные и искомое числа, составляют краткую запись; обосновывают выбор знака действия для решения задачи, решают задачу с комментированием. Фронтальная.
Фронтальная Регулятивные: планируют собственную деятельность, осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров; способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений, проявляют самостоятельность, ответственность.Устные ответы,
наблюдение.
VI. Работа
с геометрическим материалом Развитие умений называть геометрические фигуры и работать с ними.
Задание
(с. 8 уч., ч. 1, на полях) – Как называется фигура, изображенная в учебнике (с. 8 учебника, ч. 1, на полях)? (Ломаная.)
– Сколько в ней звеньев? (Четыре.)
– Рассмотрите внимательно звенья ломаной.
– Что заметили? (Каждое следующее звено длиннее предыдущего.) Рассматривают задание в учебнике, объясняют свою точку зрения. Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков; строят логические цепочки рассуждений.
Коммуникативные: обосновывают свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. Личностные проявляют самостоятельность, активность в мыслительной деятельности, личную ответственностьРегулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Устные ответы, наблюдение
VI. Рефлексия Самостоятельная работа
«Проверь себя»
(уч. с.8) Самостоятельное выполнение. Проверка решения на доске.
- Оцените свою работу на уроке. Отвечают
на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние Фронтальная. Групповая
Устные ответы, наблюдение
VII. Итог урока Обобщение полученных
на уроке сведений, оценивание – Что особенно запомнилось на уроке?
– Что вызвало наибольшие затруднения?
– Как вы думаете, почему?
– Чем важен сегодняшний урок для вас? VIII. задание на дом с. 6 № 8, 7 Математика 2 класс часть 1 М.И. Моро, С.И. Волкова «Школа России» Рабочая тетрадь М.И. Моро, С.И. Волкова