Конспект по математике Чтение, запись, группировка, сравнение чисел.



Чтение, запись, группировка, сравнение чисел.
Повторение нумерации чисел в пределах 1000.
Табличное сложение и вычитание.
Приемы устного сложения и вычитания
Цель:
повторить вопросы нумерации чисел в пределах 1000;
развивать умение читать, записывать, сравнивать числа;
закрепить навыки устного сложения и вычитания;
повторить способы решения составных задач;
развивать логическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Дети опускают головы на руки, закрывают глаза и повторяют вслед за учителем слова настроя:
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова моя мыслит ясно. Я готов работать. Работаю.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
- Чему научились на уроках во 2 классе?
- Что хотели бы узнать, чему научиться на уроках математики в этом учебном году?
- Давайте проверим, все ли вы помните из того, что учили. Для этого выполним несколько упражнений.
Игровое упражнение: «Сколько единиц (десятков, сотен) в числе?».
Цель: упражнять учащихся в определении десятичного состава чисел.
Учитель называет двузначные и трехзначные числа, а учащиеся показывают с помощью карточек, сколько единиц, десятков или сотен (в зависимости от задания учителя) в этом числе.
Игровое упражнение: «Какое число пропущено?».
Цель: закрепить знания последовательности чисел; развивать внимание учащихся.
На доске вывешивается таблица, в которой числа от 20 до 40 записаны вразброс, разным цветом, разного размера, под разным углом. Детям предлагается назвать числа по порядку, показывая их на таблице и определить, какого числа нет.
40 30 35 33 23
36 28 22 27 29
32 21 37 39 31
24 38 25 34 20
Минутка чистописания
Задание:
- Запишите трехзначные числа при помощи цифр 1, 2, 3 так, чтобы числа в записи не повторялись (123, 132, 213, 231, 321, 312).
- Сколько чисел записали?
- Назовите самое маленькое число; самое большое число; числа, в которых 1 десяток; числа, в которых 1 единица; числа, в которых 3 десятка. - Чем похожи все эти числа?
- На какие группы можно разбить данные числа?
В устный счет включить упражнение №1. Упражнение №2 выполнить в виде математического диктанта с последующей проверкой.
3. Закрепление.
Для закрепления умений сравнивать числа и выражения учащиеся выполняют задание №3 (1-ю строчку с комментированием у доски, а 2 и 3-ю строчку по вариантам самостоятельно).
4. Работа над изученным.
Для подготовки к решению составных задач предложить учащимся решить несколько простых задач в форме математического диктанта и записать только ответ:
1) В 3 «А» классе 25 учеников, а в 3 «Б» классе - на 7 учеников больше. Сколько учеников в 3 «Б» классе?
2) В классе 15 мальчиков, а девочек - на 4 больше. Сколько в классе девочек?
3) В классе было 12 и 13 девочек. Сколько всего ребят было в классе?
4) У Саши в портфеле 6 учебников, а у Адели - на 2 меньше. Сколько учебников у Адели?
5) Диас за прошлый год получил 98 пятерок, а четверок - на 18 меньше. Сколько четверок получил Диас за прошлый год?
5. Самостоятельная работа.
Задание №4 (а). Учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись задачи и план решения.
Мальчиков - ?, 13 чел. и 3 чел.
Девочек - ? чел.
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Можем ли узнать, сколько всего мальчиков в классе?
- Каким действием?
- Зная, сколько мальчиков в классе и сколько всего детей, можем ли узнать, сколько девочек в классе?
- Каким действием?
- Почему вычитанием?
После подробного анализа хода решения задачи дети самостоятельно решают задачу с последующей проверкой.
Задание №4 (б) учащиеся выполняют самостоятельно.
Выполнение задания №5 направлено на развитие рациональных способов вычислений, и его выполнить с комментированием у доски.
При выполнении упражнений №7 необходимо повторить отношения между единицами времени (час - минута, сутки -час), а также учить правильно называть время, в зависимости от времени суток.
Логическое задание №8 учащиеся выполняют устно с последующей проверкой (в первой фигуре 9 прямоугольников, а во второй - 18).
Провести тестирование на тему: «Нумерация», см. папка «Тесты».
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
упражнение №6 и придумать задание, подобное №8.
8. Рефлексия.
- Какова была цель урока?
- Можно ли сказать, что, выполнив задания на уроке, мы достигли цели?
- Какое задание на уроке вызвало наибольшее затруднение?
- Какое задание было самым легким?
- Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
Дополнительный материал:
Как люди научились считать?
Многие тысячи лет назад наши далекие предки не знали счета. Первобытным людям не у кого было учиться счету. Их Учителем была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, первобытный человек научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков он выделял одного - вожака стаи, из стаи птиц - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно. Так первобытный человек научился выделять один предмет из множества других и говорил: «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, руки, ноги, крылья), привели человека к представлению о числе «два». Первобытный человек, рассказывая, что видел пару уток, сравни вал их с парой глаз. А если он видел больше, то говорил просто «много». Учиться считать требовала сама жизнь. На охоте старший племени должен был расставить охотников так, чтобы окружить зверя. Например: двое - слева, двое - справа, четверо - сзади и т. д. Значит, старший должен был считать, а если он не знал, как назвать число, то показывал на пальцах. Так счет помогал в охоте.
Несколько десятков лет назад ученые-археологи обнаружили стойбище древних людей. В нем они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет тому назад какой-то древний охотник нанес пятьдесят пять зарубок. Видно было, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. Узор на кости состоял из одиннадцати групп, по пять зарубок в каждой. При этом первые пять групп он отделил от остальных длинной чертой.
Много тысячелетий прошло с того времени. Но и сейчас швейцарские крестьяне, отправляя молоко на сыроварню, отмечают число фляг такими же зарубками.