Методическая разработка Инструментарий к диагностике.


Инструментарий к диагностике
«Социально-коммуникативное развитие»
Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания
Уровень знаний детей о видах транспорта
Дидактическая игра «Транспорт».
Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспортаПеред ребенком картинки с различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по видам транспорта
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту
1.Дидактическая игра «Умныемашины» либо «Наши помощники».
Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки.2.Беседа по вопросам.Материал: сюжетная картинас изображением уютной комнаты, парка, дворика
1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.
2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
Вопрос:
Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней.
Осведомленность о себе, родителях Беседа по вопросам Вопросы:
Назови свое отчество.
Дату своего рождения.
Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.
Назови номер телефона.
- Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей.
-Назови улицу, на которой расположен твой детский сад
Знания о гербе, флаге, Президенте России
Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?».
Материал: несколько флагов, гербов. Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России.
Вопросы:
-Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?
Найди среди иллюстраций герб России.
Как зовут Президента России.

Знания о свойствах и качествах предметов
Беседа по вопросам.
Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.)Вопросы:
- Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.)
Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду.
Знания о дорожных знаках и их назначении
Дидактическое упражнение«Разложи по группам».Материал: запрещающие знаки (въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено);предупреждающие знаки (дети,пешеходный переход, дорожные работы); указательные знаки (место стоянки автобуса, пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса(телефон, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция.Дидактическое упражнение«Составь рассказ о дорожномзнаке».
Материал: запрещающие и разрешающие 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам:
1-я группа - запрещающие знаки;
2-я группа - предупреждающие знаки;
3-я группа - указательные знаки;
4-я группа - знаки сервиса
2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение)
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре
1. Дидактическая игра «Одень куклу».
Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).Дидактическое упражнение«Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы».Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам.
Дидактическое упражнение«Знаешь ли ты русские обычаи?».
Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы,Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено 1. Задание: Одень куклу в народный костюм.
Вопросы:
Почему ты выбрал эту одежду?
Как называется эта рубашка?
Почему эта рубашка называется косоворотка?
Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.)
- Чем украшена одежда?
- Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.)
2.Вопросы:
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- Расскажи потешки, которые ты знаешь.
- Загадай загадку к этой отгадке.
- Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)
3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них.
Примерные вопросы:
На какой праздник пекут блины?
В какое время года празднуют Масленицу?
Зачем сжигают чучело?
Почему пекут блины на Масленицу?
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных
качествах; о героях космоса; школе, библиотеке
Дидактическое упражнение«Первоклассник».Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца.
Дидактическое упражнение«Библиотека».
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города
Дидактическое упражнение «Космонавтика».
Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой
Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом».
Материал: глобус
Задание: рассмотри картинки и соберипортфель для школы, называя при этомшкольные принадлежности. Объясни, для чего они нужны.
2.Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы:
- Как называют человека, работающего в библиотеке?
- Что ты можешь рассказать о библиотеке?
3.Задания:
-Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб?
-Покажи фотографию въезда в наш город.- Назови и покажи достопримечательности нашего города.
-Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе?
4. Задание:
-Рассмотри иллюстрации и ответь на
вопросы:
- Как называются люди данной профессии?
-Во что одеты космонавты?
- Назови первого космонавта.
- Назови первую женщину-космонавта.
- Какие качества характера должны быть у людей этой профессии?
5.Вопросы и задания:
- Что такое глобус?
- Покажи на глобусе знакомые тебе
континенты.
- Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете

Инструментарий к диагностике
«Познавательное развитие»
Мир природы

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой 1.Задание: рассмотри картинки и составьцепи питания. Объясни, что произойдет, если нарушить данную цепь.
Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар.
2.Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать этиправила?
Примечание. Можно задать уточняющие вопросы:
Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
Как сохранить живые цепочки в природе?
Что будет, если исчезнут все цветы?
Что будет, если исчезнут все деревья?
Что будет, если исчезнут все птицы?
Умение ухаживать за растениями в уголке природы
Наблюдения детей во время дежурства.
Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие
Задания:
1.Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с:
- Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.)
2.Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д.
Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе
1. Беседы о воде, о воздухе, о почве.
Материал: фотографии, картинки с изображением различных водоемов (море, океан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д.

Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе».
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов Вопросы:
-Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?
Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром,)Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым?
Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам,не вытаптывать травы, не уплотнять почву?
2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в землеЗнания о растительности леса, луга, сада, поля
Дидактическая игра «Что гдерастет?».
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).Дидактическое упражнение«Этажи леса».
Задания:
Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения.
Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле?
Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге
Дидактическая игра «Кто гдеживет?».
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы».
Материал: картинки с изображением птиц.
Дидактическое упражнение «Назови домашних, диких животных».Материал: предметные картинкис изображением домашних и диких животных.
Беседа об охране животных
Задания:
1.Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач, сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со средой обитания.2.Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточка, дятел, гусь, ворона, сорока,галка, соловей, жаворонок, щегол.)3.Перечисли "известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют.
4.В о п р о с ы:
Почему необходимо охранять диких животных и растения?
Как называется место, предназначенное для охраны животных?
Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных?
Знания о природе родного края
Д/ упр.«Знай и люби свой край».Материал: предметные картинкис изображением растений, которые можно встретить в родном крае и не растущих там.
Дидактическая игра «Они не должны погибнуть».Материал: изображения птиц,насекомых, растений, животных,охраняемых в области и неохраняемых
Задания:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут в условиях другого климата.
Рассмотри картинки и выбери виды птиц (насекомых, растений, животных), охраняемых в области.
Речевое развитие

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы
Беседа по вопросам
Вопросы:
-Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
Как называется улица, на которой вы живете?
Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)
Сколько этажей в вашем доме?
Из какого материала построен ваш дом?-
На каком этаже вы живете?
Какая у вас квартира?
С кем ты живешь вместе?
Какая самая любимая вещь в твоем доме?
Какие интересные книги есть в вашем доме? И др.
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак».
Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
Кто стал спорить?
О чем спорили животные?
Что сказала лошадь?
А что сказал человек?
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта,
о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина,
набор картин с фабульным развитием действия.
Например:
сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
появился росток из почвы;
появились листья, и росток
тянется вверх;
появился первый бутон;
цветок распустился Задания:
Составь рассказ по сюжетной картине.
Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
Примерные вопросы и задания:
-Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.
-Как называется это растение?
- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
Умение быть доброжелательным собеседником Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности Знания ребенка о синонимах и антонимах
Дидактическое упражнение «Выбери и назови»
Игра «Скажи наоборот»
Задания:
1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:
а)среди имен существительных:
-дом, солдат, боец;,
б)среди имен прилагательных:
-храбрый, звонкий, смелый;
-большой, красивый, огромный;
в) среди глаголов:
- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.
2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):
а)сильный (слабый); высокий (низкий);короткий (длинный);
б)стоять (сидеть); смеяться (плакать);
грустить (радоваться)
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов Дидактическая игра «Закончи предложение».
Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).
Наступила весна, и (прилетят птицы).
Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).
Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).
Мы ложимся спать, когда (наступает ночь).И другие
Знания о звуке, слоге, слове, предложении
1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
Выделение в слове слогов.
Выделение в слове заданногозвука
Задание:
1.Из предложенных слов составь предложение.
Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.
Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.
Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале

Развитие элементарных математических представлений.
Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания
Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц)
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Задание: подумай и дай правильный ответ:
Что будет, если к 7 прибавить 1?(Получится число 8.)
К 9 прибавить 1?
Как получить число 8, если естьчисло 9? (Убрать одну единицу.)
Что будет если сложить три единицы? (Получится число 3.)
А если сложить 5 единиц? (Число 5.)
Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий Арифметические задачи
(2-3).
Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки Задания:
Рассмотри картинки (ваза с тремятюльпанами и ваза с тремя розами)и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи.
Покажи картинку, где изображено 6 шаров надутых и 4 лопнувших.Составь условие и с помощью цифри знаков покажи решение задачи
Знания о месяцах и последовательности дней недели 1.Дидактическая игра«Живая неделя».Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.
2.Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» Задания:
1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны?
Умение называть числа в прямом и обратномпорядке,
соотносить цифру и количество предметов Дидактическая игра«Вкусные конфеты».Материал: лист бумагис нарисованными
цифрами 0,3, 5, 8. 10 Задания:
Посчитай в пределах 10 в прямоми обратном порядке.
Посмотри на цифры, написанные
на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет
Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части
Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха».
Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1
Задание:
Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целогокруг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну
Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
Посчитай все игрушки.
Сколько всего игрушек?
Который по счету мишка?- А мячик? И т. п.
Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки
Дидактическое упражнение «Дорожки».
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка
Задание: рассмотри дорожки.
Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самаякороткая? Как это проверить?
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку
Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш
Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево

Художественно-эстетическое развитие

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания
Умение изображать предметы по памяти
Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков».
Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка)
Задание: послушай стихотворение
Г. Лагздынь.
ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР
В коридорах шкафчики.
В них пальто и шарфики,
Туфли, шапочки, ботинки,
А на шкафчиках картинки:
Груша, яблоко, морковка,
Ёжик, вишня, ночь, винтовка.
Утка, заяц, помидор.
Знаю я, зачем картинки:
Чтоб не путали ботинки,
Туфли, шапочки, пальтишки
Тани, Саши и Иришки.
Чтобы помнили Алёшки,
Где поставили сапожки,
Чтоб Серёжка-карапуз
Не остался без рейтуз!
Вопросы:
Где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда её складывают?
Как находят свои вещи в раздевалке, когда собираются на прогулку?
-По каким обозначениям узнают свой шкафчик?Задание: нарисуй разные картинки для обозначения индивидуальных шкафчиков.(Педагог показывает картинки, напоминает способы изображения предметов.)
Умение передавать сюжетные изображения
1.Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизнии явлений природы «Здравствуй,лето».
Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или
2.Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»).Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти№ 3, 5, 2; стаканчики для воды,салфетки
1 Задания:
— Отгадай загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я...
Дети. Лето.
-Скажите, за что мы любим лето?(Педагог обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы отдыхаем летом».)
Или задание: послушайте стихотворение
Н. Зидорова «Лето» (перевод И. Токмаковой), изобразите летний пейзаж. Вопросы:
-Что вы себе представили, когда слушали стихотворение?
-Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе?
Дети. Природа.
-Как называется жанр живописи, изображающий картины природы?
Дети. Пейзаж.
-Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж.Художественное слово.Стихотворение Н. Зидорова «Лето»
По тропиночке идёт
Золотое лето.
Переходит речку вброд,
Птицей свищет где-то.
Ходит-бродит по росе,
По цветному лугу,
Носит радугу в косе, Заплетённой туго.
Встанет, радостно вздохнёт -
Ветер встрепенётся.
Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся.
Даже город навестит.
Погостит - и ладно.
Принесёт туда в горсти
Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса.
На асфальте - мокрый лист,
Как письмо из леса.
Пейзаж
Если видишь на картине
Поле, речку, лес и луг,
Иль заснеженные дали
Да с берёзками вокруг,
Иль пустынную равнину,
Или море, или пляж.
Знай: такая вот картина
Называется пейзаж!
Знания о народно-прикладном искусстве.
Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская
1. Дидактическая игра «Узнай узоры».
Материал: фрагменты узоров
изученных росписей.
2. Творческое задание. Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки)
Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм