Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного Четыре путешествия


Миллеровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Четыре путешествия»
Начальное общее образование – 2-е классы
Количество часов – 35
Педагог-психолог первой квалификационной категории С.В.Рыбалкина
Программа разработана на основе программы психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п.19.5)
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Устав МОУ СОШ №5
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- формирование культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;
- создание условий для самоуважения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Общая характеристика курса
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются: - обеспечение преемственности между ступенями образования;
- конфиденциальность;
- безоценочность;
Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Четыре путешествия» во 2-а,б классах рассчитана на 35 недель, 34 часа. В связи с тем, что во 2-а,б классе уроки совпадают с праздничными выходными днями, а именно (23.02, 08.03, 03.05), поэтому программа изучения курса «Четыре путешествия» в 2-а,б классе будет освоена за 31 час.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – территория нравственной чистоты» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Путешествие в Школьную страну (9 часов) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.Воспитание сознательного отношения к учебе.
Путешествие в Мир Дружбы (6 часов) Знакомство с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Формирование потребности в совершенствовании нравственных поступков. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Путешествие во Внутренний Мир (9 часов) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. Воспитание положительных эмоций.
Путешествие к семейным истокам(7 часов) Формирование представлений о семейных ценностях и традициях. Воспитание уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.        Знание и понимание учащимися истоков отечественной духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2.        Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3.        Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4.        Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5.        Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – территория нравственной чистоты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Учебно-тематическое планирование курса «Четыре путешествия»
(31 часа, 1 час в неделю)
№ Наименование разделов Всего часов Занятий
1. Путешествие в Школьную страну 9 9
2. Путешествие в Мир Дружбы 6 6
3. Путешествие во Внутренний Мир 9 9
4 Путешествие к семейным истокам 7 7
Итого: 31 31
Календарно- тематическое планирование 2-е классы

п/п Название темы урока Кол-во часов Дата проведения Содержание учебной темы
Основное содержание
по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
план факт Путешествие в Школьную страну
Дискуссия «Зачем я хожу в школу?» 1 01.09
Основные правилами поведения в школе с правами и обязанности ученика, понятие «школьная дисциплина"
Ознакомление с основными правилами поведения в школе с правами и обязанностями ученика, с понятием «школьная дисциплина"
«Я – второклассник» 1 08.09
«Заливается звонок – начинается урок» - права и обязанности учащегося. 1 15.09
Что такое школьная дисциплина? 1 22.09
Собираем свой портфель 1 29.09
Мои одноклассники 1 06.10
Учимся доверию. 1 13.10
Мой класс 1 20.10
Моя школа 27.10
Путешествие вМир Дружбы
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». 1 17.11
Нравственные понятия «внимательность», «обязательность», «доброжелательность», «доброта», «бессердечие», правильное построение речи. Ознакомление с нравственными понятиями «внимательность», «обязательность», «доброжелательность», «доброта», «бессердечие», учатся правильно строить свою речь, творить добрые дела.
Внимательность к окружающим 1 24.11
Обязательность, дал слово – держи его. 1 01.12
Доброжелательность в общении. 1 08.12
Доброта и бессердечие. 1 15.12
Как ты разговариваешь с товарищами? 1 22.12
Путешествие во Внутренний мир
Какой Я? Какой ты? 1 12.01
Образ своего «Я», внутренний мир эмоций. Осознание своего «Я» глазами Другого, развитие положительного отношения, принятие себя и Другого.
Мой мир. 1 19.01
Мир моих каракулей. 1 26.01
Моя тайна. 1 02.02
Мои положительные эмоции. 1 9.02
Я учусь радоваться. 1 16.02
Я учусь сопереживать. 1 01.03
Мои отрицательные эмоции. 1 15.03
Я учусь сдерживать гнев и преодолевать злобу 1 22.03
Путешествие ксемейнымистокам
Кто моя семья? 1 05.03
История возникновения имен и фамилий, увлечения в семье, забота о младших. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе познавательных бесед, творческих проектов, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями), узнают опрофессиях своих родителей.
Происхождение моего имени. 1 12.04
Откуда пришла моя фамилия. 1 19.04
Моя родословная. 1 26.04
Будем заботиться о младших 1 10.05
Кто мои родители по профессии. 1 17.05
Традиции моей семьи 1 24.05 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
Возрастная психология \ Под ред. Немова Н.Р. .- М., Просвещение, 1993.Петерина С. В.
Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные
программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА:
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.. Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.
Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..Интернет – ресурсы:
www.nsportal.ru
www.proshkolu.rufestival.1september.ru