Классный час Мой край родной, поклон тебе земной


Классный час «Мой край родной, поклон тебе земной»
Классный час посвящен 77-летию Хабаровского края.
Цель: формирование интереса к изучению истории родного края через демонстрацию достижений в учебе и общественной работе.
Задачи:
1. Создание условий для формирования целостного представления об окружающем мире, о своей малой Родине; формирования чувства гражданской ответственности за настоящее и будущее своего края.
2. Создание условий для осуществления гражданско-патриотического воспитания.
3. Развитие интеллектуального творчества учащихся 6 класса; создание банка достижений учащихся (6 и 10 класса)
Подготовка к мероприятию:
Оформление кабинета (плакаты, шары, музыка)
Оформление стендов (эмблема архива, слоган для архива, выставка работ учащихся)
Разделить ребят на три команды (при входе в класс им выдают листочки разного цвета. Участники команд придумывают название своей команде. На доске начертить таблицу для подведения итогов.)Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим классный час, посвященный 77-летию Хабаровского края.
 20 октября 1938 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР 
«О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края» (слайд 2).
Хабаровский край входит в число крупнейших по размерам административно-территориальных образований Российской Федерации, по своей территории занимает 4-е место среди субъектов РФ, а по количеству населения 35-е место, в крае проживает около 1 338 000 чел. (Слайд №3). Основная часть населения живет в городах.
Кто может назвать и показать на карте крупные города края, реки? (Слайд №3) (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и т.д.)
Край богат лесными, минеральными, рыбными и другими природными ресурсами. В Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных. Хабаровский край - это и промышленный край. Машиностроение, лесная, металлургическая, нефтеперерабатывающая, пищевая промышленность, транспорт и связь - вот далеко не полный перечень сфер деятельности, в которых заняты жители края. (Слайд № 5)
Стихотворение “Наш край” Кухтиной А. (Читает учащаяся 10 класса)
Наш край
Хабаровский край! Он почти бесконечный,Живая частица ушедших времен,Той жизни суровой, неспешной и вечнойВеликих народов и малых племен.
Тут люди мудры и добры, и степенны.Не зря уважал их бедовый казак.Осталось в веках его имя нетленно.Теперь этот край называется так.
Играют в Амуре лосось и калуга.И зреет в распадках лесной виноград.Здесь север и юг дополняют друг друга.Хабаровский край чудесами богат.
Здесь ходят медведи, скользят кабарожки,Изюбрь и сохатый зовут здесь весну.Бесшумно гуляют огромные кошкиИ зорко хранят эту чудо-страну.
Цветут рододендроны в мае на склонах,Все сопки укутав в сиреневый цвет.И только у нас, в уголках затаенныхТак чисто и нежно цветет бересклет.
И каждый, кто здесь побывал хоть когда-то,Не сможет забыть Мяо-Чановых гор,Прекрасных амурских, волшебных закатов,Влюбившись навек в этот вольный простор.
А хорошо ли вы знаете свой край? Сейчас вам предоставляется возможность показать свои знания по географии края.
Задание 1: (Учащиеся работают в группах) На контурных картах необходимо отметить расположение городов: Хабаровск, Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, р.Амур; отметить с какими областями, краями, морями граничит Хабаровский край.
Работа жюри: Ученики должны на карте отметить как можно больше географических пунктов на карте. За каждый правильно отмеченный объект они получают 1 балл. Жюри суммирует баллы и выставляет результат в таблицу.
Учитель: У каждого значимого объёкта или субъекта должен быть опознавательный знак, его официальный символ. Что является главным символом страны, края, города? (флаг, герб). Есть ли какие то правила составления герба, как выбираются цвета для герба, различные изображения? Ученики отвечают (перед проведением мероприятия в классе проводились уроки ИЗО, на которых ученики узнали о правилах составления герба и сами составляли герб, а так же многие участвуют в проекте по созданию герба городского архива). Что вы можете рассказать о гербе России?
Задание 2: Рассказать о гербе Хабаровского края как можно больше. На выполнение задания дается 5 минут, после отведенного времени команды сдают жюри выполненное на листах задание. Жюри (учащиеся 10 класса) оценивают полноту ответа и выставляют баллы.
Одним из первых русских землепроходцев пришедших на берега Амура был Ерофей Павлович Хабаров. Уже более 350 лет назад он с отрядом в 70 человек вслед за Василием Поярковым отправился из Якутска на разведку новых земель. Результатом первой экспедиции Е.П. Хабарова стал составленный им “Чертеж реке Амуру” и подробный отчет в Москву, в котором он писал: “... Даурская земля будет прибыльнее Лены... и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно...”. Это и предопределило большой интерес российских правителей к Дальнему Востоку. В честь этого замечательного землепроходца в последующем и был назван военный пост Хабаровка, заложенный 30 мая 1858 мая солдатами 13-го линейного Сибирского батальона под командованием Я.В. Дьяченко. От российской стороны их вел генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев.
Наша Хабаровская земля славится многими замечательными людьми, ведь дальневосточники – это сильные целеустремленные люди. Это люди, которые не жалея своих сил и даже себя, трудятся на благо края, совершают подвиги, делают открытия, выращивают растения и животных не смотря на погодные условия, воспитывают детей, да ещё каких! Именами таких людей дальневосточники называют города, улицы городов, поселки.
Задание №3: Напишите названия улиц, площадей нашего города, названых в честь выдающихся, замечательных людей. Жюри: за каждую правильно названную улицу выставляется один балл. Количество правильно названых объектов – количество баллов.
Конечно, главным богатством края являются его люди, население городов и сел, поселков и деревень. Пройдут года, и вы станете главной опорой края, будете прославлять наш край, и развивать его для следующих поколений. Как вы думаете, справитесь ли вы с такой задачей? А чем вы можете быть полезными для края? - Какими вы себя видите в будущем? (Ученики отвечают на вопросы - называют профессии)
- Как вы думаете, что вам для этого надо сделать?
Давайте посмотрим на ваши достижения, которые в будущем помогут вам стать достойными людьми. Ребята представляют свои увлечения и достижения: Шевченко Г.-футбол, Чернолых В. – музыкальное образование, Бакланова П. – художественное образование, Прохорова И., Чебунина Д. – рукоделие, Бердникова К. –танцы, предметные достижения – фото победителей и призёров различных конкурсов. (слайды №6-8)
 Ребята, 20 октября торжественный день для нашего края – день рождения! Нам, жителям края хочется, что бы наша жизнь здесь была интересной, достойной.
У каждого жителя края есть свои предложения для того, чтобы сделать жизнь в крае лучше. Вы показали, что вы очень увлеченные и активные ребята и наверняка вам не все равно каким будет наш край через несколько лет.
 А в день рождения принято дарить подарки! А какие подарки можно сделать своему краю? Конечно же это достижения людей. Край гордится своими жителями, и главное богатство края это его люди.
Давайте с вами подумаем, что мы можем сделать для развития и процветания края? (Ребята отвечают.)
Что вы делаете уже сейчас?
У учеников нашей школы уже есть интересные и значимые дела, посвященные городу Комсомольск-на-Амуре. Это исследовательский проект, посвященный Е. Дикопольцеву. Вы тоже участвовали в нем, проводили классный час. А ученики старший классов вам расскажут, что стало результатом этой работы, которую они проводили несколько лет.
(Выступление ученицы 10А класса Шустовой П.)
Но и мы не отстаем! Сейчас мы занимается проектом по созданию герба для городского архива. Как возник этот проект? Давайте послушаем рассказ ученицы 6 А класса Баклановой П. о возникновении проекта и работе над ним: «В прошлом году ребята класса проводили занятие в музее, и возник вопрос о хранении важной информации касающейся города. Так родилась идея о посещении городского архива. Договорившись с работниками архива, мы пришли туда на музейное занятие. Занятие прошло очень интересно, мы узнали много интересного. И там мы узнали, что у архива нет эмблемы или какого то отличительного знака. Тогда нашей инициативной группой было решено обратиться к ребятам школы, и попробовать создать герб. На уроках ИЗО мы знакомились с правилами создания эмблем и гербов, какие значения имеют изображения и цвета. Наш проект подходит к завершению, в нем уже принимает участие более 20 учащихся школы. А пока мы готовы представить вам предварительные результаты работы. Скоро состоится финальный этап, о результатах которого мы обязательно расскажем».
Жюри объявляет результаты конкурса.
Хабаровский край
Над сопками солнце встает величаво,Умывшись крутой океанской волной.Здесь нового дня и исток, и начало.К нам первым рассветы стучатся в окно.Не зря вологодский казак добиралсяСюда, чтоб найти здесь затерянный рай.В историю нашу он гордо вписался,Дал имя тебе, наш Хабаровский край.Наш край необъятный, порой непонятныйТому, кто с ним только заочно знаком.Исконно российский, но щедрый и близкийДля всех, кто назвался его земляком.Земля эта ценит дела трудовые,Надежные плечи и мудрость сердец.Откроет нам щедро свои кладовые,Где олово, золото, медь и свинец.Леса распахнет, пусть работают руки,Откроет бескрайний амурский простор,Чтоб жили достойно и дети и внукиВсех тех, кто поверил в наш Дальний Восток. Рефлексия:
Я сегодня узнал (понял, осознал, задумался и т.д.)
Как вы считаете, информация, полученная вами сегодня, была полезна вам, интересна? Или она для вас не имеет ни какого значения? Были ли сегодня вопросы, которые заставили вас задуматься, о чем они заставили вас задуматься? Затем учащиеся приклеивают листочки к «чемодану», «корзине» или к «мясорубке». («Чемодан» означает, что ученик пока не знает, что делать с этой информацией. «Корзина» означает, что полученная учеником информация ему не интересна и бесполезна. «Мясорубка» означает, что данная информация заставила ребенка задуматься, вдохновила его к действиям.)И конечно, как в день рождения без сладостей! (один представитель от команды подходит к столу, где лежат 3 пакета со сладостями; первым выбирает пакет – представитель команды-победителя).