Презентация по литературе Тема памяти в рассказе Н. Н. Носова Живое пламя (7 класс)


«Помнить, чтобы жить…»Тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу. Е. Носов. «Шопен, соната номер два» Цель урока:В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, какую тему поднимает писатель на страницах своего произведения, что волнует его, что хочет сказать нам Е. И. Носов Евгений Иванович Носов Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром. Памятник Е. И. Носову в Курске Давайте поразмышляем: Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? РозаХризантемыРомашкаМаки и гвоздики любовь печаль семья и верностьпамять Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?Согласны ли вы с тем, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? Почему тётя Оля не любила сеять маки? Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?Каким вы себе представляете Алексея? Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу Герои рассказа Характеристика героев Тетя Оля Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её.Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную женщину. Рассказчик Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник ( сыпанул тайком щепотку мака ), добрый, отзывчивый Алексей Человек, любящий свою родину. Герой, совершивший подвиг. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в полную силу прожита. Был гордостью матери и до войны Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов? Найдите слова, которыми автор описывает маки.Как называется этот приём в литературоведении? Эпитеты «зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени;полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец»; Сравнения «маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»; Метафоры «то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!» Градация Пламенели – осыпались - погасли Художественное средство Примеры из теста Градация - это  стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Сколько дней цвели маки?Как вы понимаете слова тёти Оли? Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... На клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня? Какова же главная мысль рассказа Носова? Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. Мы огненное поднимаем Знамя.Ни Ты, ни Он не будет побежден.В любом из нас горит живое Пламя.В любом из нас есть маленький Дракон! У Евгения Ивановича Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне. 1 Кто? Что? 1 существительное Память 2 Какой? 2 прилагательных 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов 5 Кто? Что? Новое звучаниетемы 1 существительное Синквейн Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили! Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры, решать вам. Прошу вас написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших во время ВОВ и пронесли эту память через годы и передали своим детям и внукам. Обращение к потомкам! _для меня было важным и интересным на уроке-после урока понял (а)…мне было трудно (мне не понравилось)…мне на уроке работалось отлично, некомфортно, плохо, хорошо….я ещё хочу узнать… Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. 3. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»