Презентация к уроку литературы в 7 классе по произведению Е. Носова Живое пламя


Подготовила: Долгих А. А.Учитель русского языка и литературыМОУ СОШ №3 г. Серпухов Цель урока:В прочитанном рассказе найти ориентиры для будущей жизни, проследить, какую тему поднимает писатель на страницах своего произведения, что волнует его, что хочет сказать нам Е. И. Носов Евгений Иванович Носов Памятник Е. И. Носову в Курске Давайте поразмышляем: Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?Согласны ли вы с тем, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. ..Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия… пламенели осыпались погасли. Градация - художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака  - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... Какие ассоциации вызывает у вас образ живого огня? Какова же главная мысль рассказа Носова? Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. У Евгения Ивановича Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне. 1 Кто? Что? 1 существительное Память 2 Какой? 2 прилагательных 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов 5 Кто? Что? Новое звучаниетемы 1 существительное _для меня было важным и интересным на уроке-после урока понял (а)…мне было трудно (мне не понравилось)…мне на уроке работалось отлично, некомфортно, плохо, хорошо….я ещё хочу узнать… Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. 3. Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»