Конспект урока Н.Носов. Рассказ Заплатка.


Тема урока:  Н. Н. Носов. Рассказ«Заплатка».
 
Цели урока:
1. Познакомиться с рассказом Н.Носова «Заплатка».
2. Развивать навыки  выразительного чтения, самостоятельной работы, работы в парах, орфографическую зоркость, чтение по ролям.
3. Прививать интерес к чтению.
 
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, портрет писателя, карточки-помощники …
 
Ход урока.
I.      (слайд1видео) В классе нет учителя. Вместе со звонком начинает работать монитор, на котором сюжет с идущим на урок учителем.
Учитель:«Как торопилась, как спешила, а все равно опоздала! Опоздала на урок!  Меня спасет только чудо. Да разве чудеса бывают? Если только в кино? Правильно в кино!!! Нужно научить детей снимать фильмы, сейчас мы этим и займемся.»
II.     Орг. момент. (5 мин)
 
-         Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
 
II. Постановка цели урока:
Учитель:Сегодня мы будем учиться снимать фильм по одному из рассказов Н.Н. Носова. Но не просто снимать, а сделаем так, чтобы наша работа стала полезной и для нас, и для окружающих.А по какому рассказу Носова мы будем снимать фильм? На этот вопрос вы ответите разгадав «абракадабру». (азпалка).
 
- Кто знает, что же такое заплатка?(слайд 2)(Заплата (заплатка)-кусок ткани, кожи, нашиваемый на разорванное место для починки)толковый словарь Ожегова.
- Ребята, а как вы думаете, с чего начинается работа над фильмом?
Планируемый ответ:с чтения произведения, сценария
Следовательно, чтобы снять фильм, нужно прочитать произведение.
    - Сели все правильно.  Проведем речевую разминку.. (слайд 3)
-Послушайте прочитаю я.
-Теперь прочитаем все вместе.
Мы не прервем наши изыскания,
 и в конце наших исканий мы окажемся там,
 где мы начинали,
и узнаем это место в первый раз.
-         Язычки наши готовы.
Итак, прочитаем рассказ Н.Н.Носова «Заплатка» . (Выразительное чтение рассказа учителя и хорошо читающих ребят)
 
П. Первичное понимание текста.
– Сколько героев в рассказе Н.Носова «Заплатка»?
- Как вы думаете, кому в рассказе отводится главная роль? Почему?
- Бобка поступил правильно, пришив заплатку?
- Какие слова в рассказе говорят о времени совершающихся событий?
-Как вы думаете, получится ли у нас интересный фильм по этому рассказу? Почему?
Вывод учителя:Ребята, вы молодцы! Действительно, Бобка – главный герой, он маленький мальчик, ваш ровесник. Он учится быть самостоятельным. «Сам порвал, сам и зашивает!» Он поступил правильно, ответил за свой поступок.
 
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 4)
 
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
   Работа с текстом: (самостоятельная работа учащихся) 5-7 мин
Учитель:Ребята, текст мы прочитали и поняли, что фильм может получиться интересным, а что еще нужно, чтобы снять фильм?
·        написать сценарий
·        подготовить костюмы
·        подобрать актеров
·        нанять кинооператоров
- Вот и у нас будут работать сценаристы, костюмеры и актёры. А я можно буду главным режиссером? Вы не возражаете? (раздаю таблички)
Видите какая у нас большая команда получилась. И только если она работает  организовано и дружно то фильм получится.
Учитель:Каждая группа получает задание и карточку-помощника. Вы внимательно его читаете и начинаете выполнять. Если у вас будут вопросы, то поднимете руку. Но вначале внимательно прочитайте задание. За выполнение задания отвечает  группа и за правильные ответы вы получите призовые жетоны.
 
РАБОТА С ГРУППАМИ
Сценаристы - у вас на столе 3 сценария.(максимальное число жетонов)
-авторский Н.Носова;
-и еще два сценария с другим концом.
Вам надо прочитать их и выбрать такой, который бы нас учил чему-то хорошему. Объяснить свой выбор.
Костюмеры - подбирают костюмы актерам..(максимальное число жетонов)
- Вам нужно выбрать из текста описание костюмов героев и выразительно их представить в фильме (каждый член группы).
Режиссеры – подбирают актеров на роли..(максимальное число жетонов)
-  Изучите текст, найдите слова, характеризующие Бобку и ребят. Наклейте их под картинки и подтвердите свой выбор словами текста.
V.Физкультминутка. Внимание, моя команда! Чтобы перейти к отчету групп о результатах работы, необходимо сделать рекламную паузу. Сделаем рекламу нашему фильму «Заплатка»
Раз- сценарий написали
Два- костюмы подобрали
Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка
На четыре - руки шире
На пять-актеров выбирать
На шесть – на место тихо сесть.
 
-Проверим как поработала наша команда.
Группы отчитываются о своей работе.
- Послушаем сценаристов. Какой сценарий выберем? И почему?
- Теперь послушаем режиссеров (на доске листы со словами). (3 жетона)
Бобка (в начале) Бобка (в конце) Ребята
веселый, радостный, гордый, счастливый, довольный, хвастливый упрямый, ,целеустремлённый, усидчивый, самостоятельный, старательный, терпеливый, настойчивый.
  весёлые, справедливые, оценивают по заслугам
 
Дети подтверждают их словами из текста.
- Какие костюмы нам понадобятся расскажут костюмеры (зеленые штаны, штаны с дыркой, штаны с заплаткой как «сушеный гриб», штаны с красиво пришитой заплаткой). (3 жетона)
- Итак, мы выбрали сценарий, определили действующих лиц, подобрали костюмы.
IV. Закрепление изученного материала.
А теперь начнем съемку нашего фильма. Но фильм снимается не один день, поэтому сегодня мы озвучим последний эпизод . Снимать будет команда получившая большее число жетонов. Найдите в тексте отрывок со слов «…Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор…». Для съемок этого эпизода нам понадобятся автор, Бобка и ребята. Проведем кастинг (отбор актеров) на эти роли. Сценаристы читают  роль автора, костюмеры – слова ребят, режиссеры – слова Бобки. В каждой группе выберите лучшего актера.  (Учитель работает с группами, помогает выбрать лучшего)(костюмы)
 Чтение по ролям.
- Молодцы! Всем спасибо. Вы сегодня хорошо поработали. Я как главный режиссер сделаю монтаж нашего фильма и принесу его вам.
V. Рефлексия (слайд 5)
- Так скажите, пожалуйста, для чего мы снимали этот фильм? Чему мы хотели  научиться сами и научить других ребят?
Четкость ответов
Выводы учителя: Замечательно, я очень рада знакомству с вами. Рассказ «Заплатка» Н.Носова помогает таким ребятам как вы выбирать из многих вариантов правильный поступок. Но эти поступки нужно уметь видеть и запоминать, чтобы не совершать ошибок.
 
На презентации (слайд5) Мы не прервем наши изыскания,
 и в конце наших исканий мы окажемся там,
 где мы начинали,
и узнаем это место в первый раз.
                                                  Т. Элиот.
 
 
VI. Задание на дом.
- Подготовьте чтение по ролям диалога мамы и Бобки и подберите качества, характеризующие маму.
- Прочитать рассказ вместе с мамой и написать мини-сочинение на свой похожий случай из жизни