Открытый урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: Н.Н.Носов Огурцы


Открытый урок по литературному чтению. 3-й класс. Тема: Н.Н.Носов "Огурцы"
Воробьёва Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Цели: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи:
Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
Умение анализировать характер и поступки героев;
Умение составлять план рассказа.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
Портрет писателя Н.Н. Носова
Выставка книг писателя
Набор карточек с названиями его произведений
Отрывки из произведений для чтецкой разминки
Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Презентация по произведению
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи “маленького человечка”. Обозначьте своё настроение.
2. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
– На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
Какая идея этой сказки?
Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
Слово пуще стрелы разит.
Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
“Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
Прочитайте пословицу медленно.
Подумайте, о чём говориться в скороговорке
Проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
Произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
Произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с ! , с ?. интонацией.
Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.
3. Подготовка к восприятию текста
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(Слайд 1.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.
Коротышка озорнойВ яркой шляпе голубой.Неумейка и зазнайкаИ зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
(Слайд 2)
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям”.
Ученица: Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.
(Слайд3)
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких произведений как “Мишкина каша”, “Живая шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”, “Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и дома”, а также целая серия романов – сказок “Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”. Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “ Огурцы” (Звучит фонограмма.)
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Подготовка к восприятию
(стр. 115 учебника.)
а) читай целыми словами.
место – поместил – поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядыватьсяо-ста-но-вил-ся – остановился
в) Читай внимательно.
Соврал – сорвалСовать – совратьНарвали – навралиВыпрошу – выброшу.
7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.
а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой радостный.)
б) Выразительное чтение учащихся до слов: “Котька повернулся и медленно – медленно пошёл по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)
– Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой – сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа? Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
– Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа:
Радость
чувство удивления
досады
растерянности
плач
8. Проверка знания текста
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
Котька пришёл домой радостным.
Всё равно они уже расти не будут.
Пусть лучше у меня не будет сына…
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
А ты на Павлика не смотри, сам…
На душе у него было радостно.
(Слайд4.)
– Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения: Стыдно сказать, а грех утаить.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Покажите мне его при помощи “маленького человечка”.
– На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
10. Домашнее задание
стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.