План открытого урока по производственному обучению

ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ЛИЦЕЙ № 4




УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Старший мастер Зам.директора по УПР
_________Тимошенко О.В. __________Кесаева З.С.





П Л А Н
открытого урока по производственному обучению в группе




ТЕМА: «Изготовление женского легкого платья по индивидуальным заказам в хозрасчетных мастерских лицея».

ЗАНЯТИЕ: «Обработка и соединение прямой кокетки с кантом».







Мастер п/о__________/Журба Э.Ю./















Владикавказ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ п/п
Наименование учебных вопросов
Время, отведенное на изучение

1
2
3


I Организационная часть
5’

1.1
Приветствие обучающихся


1.2
Проверка наличия обучающихся и их готовности к уроку



II Вводный инструктаж
40’

2.1
Проведение опроса обучающихся по предыдущим темам, проверка знаний спецпредметов


2.2
Объяснение новой темы путем показа приемов обработки на пооперационных образцах


2.3
Требования охраны труда при выполнении всех видов работ



III Текущий инструктаж
4 ч. 55’

3.1
Упражнения по выполнению методов обработки


3.2
Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся


3.3
Контроль качества выполняемых работ


3.4
Индивидуальная работа со слабыми обучающимися


3.5
Контроль организации труда



IV Заключительный инструктаж
20’

4.1
Подведение итогов рабочего дня


4.2
Разбор занятия, выставление оценок и заполнение журнала


4.3
Задание на дом


4.4
Назначение дежурных, уборка рабочих мест и производственной мастерской




МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА:
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Рабочие столы, швейные машины класса 97-А и 1022-М, спецмашины класса 51 и 25, утюги М-2 и М-5.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
МАТЕРИАЛЫ:
Различные виды ткани, прокладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35, полоска канта .
П Л А Н

проведения занятия по производственному обучению



Наименование темы: «Изготовление женского легкого платья по индивидуальным заказам в хозрасчетных мастерских лицея».

Наименование занятия: «Обработка и соединение прямой кокетки с кантом».

Учебно-воспитательные цели:
3.1. Научить обучающихся правильно соединять прямые кокетки с изделием, соблюдая технологическую последовательность.
3.2. Формировать и развивать творческое отношение к труду, прививать любовь к профессии.
3.3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к оборудованию, инструментам, материалам приспособлениям.
3.4. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль качества выполняемых работ.
3.5. Научить обучающихся экономично расходовать все виды ресурсов, соблюдать технику безопасности и требования противопожарной безопасности.

Время на задание: 4ч. 55мин.

Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.

Метод поведения занятия: Практическое занятие методом рассказа и показа, демонстрации наглядных пособий и образцов, схем, плакатов.





ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Наименование вопросов и их краткое содержание
Методические указания

1
2
3


I Организационная часть


1.1
Приветствие обучающихся


1.2
Отчет общественного мастера о наличие обучающихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.
Отметить отсутствующих в жур-нале. Выявленные недостатки по возможности устранить.

1.3
Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования



II Вводный инструктаж


2.1
Сообщить тему и цель занятия: «Обработка и соединение прямой кокетки с кантом». Научить обучающихся правильно соединять прямые кокетки с изделием, соблюдая технологическую последовательность


2.2
Опрос обучающихся по материалу предыдущего занятия: «Проведение 1-й примерки. Устранение недостатков после примерки» и закрепление знаний обуч-ся из спецпредметов.
Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.


1. От чего зависит выбор фасона платья?
От фигуры заказчика и вида ткани


2. Какие по силуэту платья вы знаете?
Прямой, полуприлегающий, прилегающий, свободный.


3. Какой размерный признак определяет ширину базисной сетки для построения чертежа основы платья?
СгII


4. От чего зависит величина припусков на швы?
От толщины ткани, вида переплетения и структуры ткани (чем рыхлее и сыпучее ткань, тем больше припуск на шов).


5. Перечислить детали кроя платья, указать названия конструктивных срезов?
На примере данного платья: полочка(1дет),кокетка, спинка (2 дет.), рукав(2дет),Срезы: боковые, плечевые, проймы, горловины, срез притачивания кокетки, средний срез спинки, срез низа, срез оката рукава, нижний срез рукава, срез низа рукава.


6.Правила ТБ при выполнении ВТО?
Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга.


7.Рассказать последовательность подготовки изделия к первой примерки?


Тех. условия на выполнение ручных работ?(длина стежков 0,5- 0,7см.)
1.Проверить наличие деталей кроя , направление нитей основы на деталях.
2. Переводят меловые линии с одной симметричной детали на другую при помощи резца , копировальных стежков. Прокладывают строчки прямых сметочных стежков по средним линиям полочки и спинки, линиям талии , бедер, груди.
3. Сметывают вытачки, приметывают кокетку, сметывают рельефы, боковые,плечевые,срезы, сметывают срезы правого рукава.
4Вметывают рукав в пройму 5.Вметывают макет нижнего воротника в горловину( если есть)
6. Заметывают низ изделия, низ рукава.
7.Приутюживают изделие, прикалывают паспорт заказа.


9. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при выполнении ручных работ?
Наличие спецодежды,иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе.


10. Что означают термины: сметать, приметать, заметать ?
Сметать-соединить одинаковые по размеру детали ручными стежками временного назначения. Приметать-временное ниточное соединение мелких деталей с более крупными. Заметать-временное ниточное закрепление подогнутого края.


11. Рассказать последовательность проведения первой примерки?
При проведении примерки необходимо:
1.надеть изделие на заказчика, сколоть борта (если изделие на застежку),совместить линии середины полочек и спинки если изделие без застежки, установить линию талии , опоясав заказчика узкой тесьмой;
2.примерку проводят по правой стороне заказчика( если фигура с отклонениями, то по двум сторонам изделия).
3.уточняют баланс изделия –отсутствие заломов и перекосов ткани, определяют правильность расположения плечевых и боковых швов, степень прилегания к фигуре в области горловины, проймы, груди, талии, бедер
4.уточняют глубину, длину и направление выточек, рельефов.
5.уточняют посадку изделия в области горловины и намечают линию горловину( если есть воротник уточняют его форму).
6. уточняют линию проймы и ее глубину, ( если изделие с рукавом то правильность посадки рукава, его ширину, длину)
7. уточняют длину изделия.
8.определяют форму и место расположения отдельных деталей.


12. Какие дефекты могут возникнуть при пошиве платья, причины возникновения и устранение?

а) изделие узко или широко в груди, бедрах или талии

причина: неправильно сняты размерные признаки : Сг, Ст и Сб, увеличена или уменьшена Пг, Пт и Пб; неправильно рассчитан R вытачек,
устранение: еще раз измеритьразмерные признаки Сг, Ст и Сб, рассчитать вытачки;


б)нарушение баланса изделия(смещение линии бока или плеча назад или в перед).




б) причина :неправильно сняты размерные признаки , Дтп ,Впкп Дтс Ввпкс, .
неправильно рассчитаны ширина базисной сетки полочки и спинки, неправильно найдена линия бока.
устранение: еще раз измерить размерные признаки Дтп ,Впкп Дтс Ввпкс, .,
за счет припусков на швы выпустить в ту или другую сторону , чтобы линия плеча или бока находилась на правильном месте.

2.3
Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы.


2.4
Объяснение новой темы: «Обработка и соединение прямой кокетки с кантом»
Тему написать на доске.

2.5
Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться со способом Обработки и соединением прямой кокетки с кантом. К концу занятия каждый должен обработать данный узел.
Довести до сведения обучающихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.

2.6
Кокетка –это отрезная деталь верхней части плечевого или поясного изделия. Она является одной из конструктивных деталей в изделии.
1.Кокетки по форме бывают прямыми, овальными и фигурными. Они могут быть расположены на переде, спинке или полотнищах юбки и брюк.
2.Кокетки соединяют с изделием стачным, настрочным, накладным швом. Нижний край кокетки может быть отделан кантом, оборкой, кружевом
3.Кокетки бывают отрезными и цельнокроеными с изделием.
Предложить обучающимся самим назвать известные им способы соединения кокеток с изделием.

2.7
Перед тем как соединить кокетку с изделием необходимо заготовить кант. Кант может быть выполнен из основной ткани или из отделочной ( трикотаж, кожа, вельвет и т.д.), ширина канта от 0,2см. и более в зависимости от модели.
Кант выкраивают: удвоенная ширина канта в готовом виде + припуск на шов 1.5-2см.. Длина канта равна длине кокетки. Нить основы – под углом 45°

2.8
Полоску для канта заутюживают вдоль , сложив пополам изнаночной стороной внутрь.

Для предания канту прочности и предания упругости его можно про дублировать нетканым клеевым материалом (при пошиве изделий из толстых тканей).

2.9
Кант накладывают на лицевую сторону кокетки, уравнивают срезы деталей , притачивают швом ширина которого равна ширине канта минус 0.1-0.2см. ( для того чтобы строчка притачивания канта попала в шов притачивания кокетки к основной детали) .

Соединение канта с кокеткой выполняют нитками в цвет ткани, в начале и в конце строчки ставят закрепки длиной 0,7- 1см. Кол-во стежков в 1 см. 5-6

2.10
Кокетку складывают с основной деталью лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и приметывают по кокетке прямыми сметочными стежками Lст.=1,5-2см.Притачивают швом , ширина которого на 0,1 – 0,2 см. больше ширины притачивания канта к кокетки.
Также можно соединить кокетку с изделием накладным швом с закрытым срезом, вкладывая кант между кокеткой и основной деталью, для чего необходимо предварительно заутюжить припуск на шов кокетки.


2.11
Шов притачивания обметывают на спецмашине 51кл.
Лицевая сторона обметочной строчки должна быть на основной детали.

2.12
Шов притачивания заутюживают в сторону кокетки.
.

2.13
Шов притачивания кокетки выметывают , (если необходимо ) и настрачивают швом шириной по модели. Кол-во стежков в 1 см. 3 - 4
Для выполнения отделочной строчки используют шелковые или армированные нитки .Нитки должны соответствовать цвету ткани или быть другого цвета , если это предусмотрено моделью.

2.31
Дефекты, которые могут возникнуть при обработке и соединении прямой кокетки с кантом».
а) разная ширина канта;
причина: кривая строчка притачивания канта или кокетки , неодинаковая ширина шва

б) неравномерное натяжение канта
причина: неправильно приметана и притачана полоска ткани предназначенная для канта.

в) перекос кокетки относительно основной детали
причина: произошло смещение ткани при прокладывании строчки



Устранение: выполнить ровную сточку, соблюдая ширину шва.

Устранение: приметать полоску ткани для канта с равномерным натяжением и притачать.

Устранение: заново приметать кокетку, совмещая контрольные знаки.


III Текущий инструктаж


3.1
Упражнения обучающихся в выполнении «обработки и соединении прямой кокетки с кантом».
Добиться, чтобы обучающиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

3.2
Практический показ операции


3.3
Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.
В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех обучающихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать обучающимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.

3.4
Наблюдение за организацией труда и рабочего места.


3.5
Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.


3.6
Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.


3.7
Дать опережающее задание сильным обучающимся.


3.8
Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.


3.9
Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах обучающихся.
Индивидуальная работа со слабыми обучающимися:
Дудаевой Д.
Габараевой И..
Гудиевой З.


IV Заключительный инструктаж


4.1
Подвести итоги рабочего дня.
Ответить на вопросы обучающихся

4.2
Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.


4.3
Провести краткий разбор занятия:
а) отметить дисциплину обучающихся
б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки

в)выделить наиболее активных обучающихся
г) оценить работу обучающихся на занятии


Указать способы устранения ошибок

Выставить оценки в журнал

4.4
Дать задание на самоподготовку
Задание написать на доске

4.5
Убрать рабочие места
Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования

4.6
Назначить дежурных
По списку

4.7
Убрать учебно-производственную мастерскую
Закрыть цех



Мастер п/о : Журба Э.Ю.
15