Элективный курс ПДД для юных пешеходов


Министерство образования и науки Новосибирской области
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный университет»
Институт естественных и социально-экономических наук
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Программа элективного курса по ПДД
« Правила дородного движения для юных пешеходов»
Курс рассчитан на 1 год,
Возраст 10-12 лет
Выполнил(а): магистрант 2 курса
Никулина О.С.
Новосибирск, 2016 г.
Пояснительная записка
В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.
Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.
Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты. Все это в комплексе обязывает взрослых обратить особое внимание на обучение дорожной грамоте с раннего возраста.
Курс создан на основе примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности 1–11классы. Предназначен для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ для ознакомления учащихся с ПДД, а также для приобретения ими знаний и умений по адекватному поведению в опасных ситуациях на дороге.
Теоретическая часть содержит минимум необходимых сведений по правилам безопасного поведения на дорогах по каждой теме, предусмотрено изучение видов транспортных средств, дорожных знаков, сигналов светофоров и регулировщика. Рассмотрены опасные и чрезвычайные ситуации на дороге, основные правила поведения пешехода и пассажира, приобретаются практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Основными целями программы являются:
последовательное системное изучение Правил дорожного движения учащимися с учётом их возрастных особенностей;
формирование транспортной культуры поведения, которая зависит от общественного, умственного и нравственного развития человека;
воспитание у учащихся вежливого, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, что способствует повышению уровня безопасности дорожного движения.
Задачи программы:
обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение интереса школьников к регулярному соблюдению и изучению ПДД;
формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью;
формирование у учащихся следующих умений:
- анализировать и оценивать опасную обстановку, находясь на дороге в качестве пешехода, пассажира или водителя;
- не создавать условий для возникновения аварийных и опасных ситуаций в транспортном потоке;
овладение умениями оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
обучение грамотному вождению велосипеда.
развитие детской инициативы.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно-ориентированного подхода (обращения к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной физической и психологической подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
систематичности, последовательности и наглядности обучения;
вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания;
толерантности – терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
духовности – формирование у детей гуманистических духовных ориентаций, потребностей к присвоению общечеловеческих ценностей.
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
деятельностный;
эвристический;
исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
собеседование;
консультация;
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;
самостоятельные тренировочные упражнения;
учебная игра.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.
Контроль может осуществляться в следующих формах:
собеседование;
тест.
Знания по курсу учащиеся могут усваивать на трёх уровнях:
Первый уровень – знания-знакомства. На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;
Второй уровень – знания-копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.
Третий уровень – знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определенный промежуток времени.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к урокам, плакаты по ПДД, плакаты по группам дорожных знаков, методическая литература по ПДД.
Тематическое планирование:
№ Тема занятия
Кол-во часов
Город, в котором мы живём и возможные опасные ситуации. Для сего нужно знать и соблюдать Правила Дорожного Движения. История их возникновения: как было раньше и как сейчас.
2 часа
Причины несчастных случаев на улицах и дорогах
2
Участники дорожного движения и регулировщик
2
Транспортные средства
2
Дорога и её элементы:
2
Обязанности водителей
1
Обязанности пешеходов
1
Обязанности пассажиров
1
Организация дорожного движения: светофорное регулирование
3
Сигналы регулировщика
2
Регулируемый и нерегулируемый перекресток
2
Виды пешеходных переходов:
подземный,
наземный,
надземный
1
Дорожные знаки: предупреждающие знаки
3
Знаки приоритета
3
Запрещающие знаки
3
Предписывающие знаки
3
Знаки особых предписаний
3
Информационные знаки
3
Знаки сервиса, знаки дополнительной информации
3
Дорожная разметка и её характеристики:
вертикальная;
горизонтальная (продольная и поперечная);
разметка для пешеходов на проезжей части;
временная дорожная разметка.
2
Скрытая опасность на дорогах-дорожные «ловушки»
1
Кто изобрёл велосипед?
1
Велосипед и безопасность движения
2
Устройство и снаряжение велосипеда: средства защиты и экипировка
2
Правила дорожного движения для велосипедистов:
этика и культура поведения велосипедистов;
выбор безопасных маршрутов;
предупредительные сигналы велосипедистов;
велосипедная дорожка;
светофоры для велосипедистов.
5
Железнодорожные переезды: правила поведения пешеходов и водителей
2
Спецтранспортные средства с проблесковыми маячками
1
Поведение учащихся при ДТП
2
Основы оказания первой доврачебной помощи
15
Практическое занятие: фигурное вождение велосипеда
10
Индивидуальное вождение велосипеда с соблюдением правил дорожного движения
10
Итоговое занятие в виде тестирования учащихся 1
Список используемой литературы:
Шумилова В.В., Е.Ф. Таркова .Профилактика детского-дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. – Волгоград:Учитель, 2007. – 222 с.
Мишин Б.И.Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ.-М.: Дрофа, 2005. Рекомендовано МО и МЧС РФ.
Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. 5-10 классы: программы дополнительного образования для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа, 2010. – 46 с.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 классы: метод.пособие.-М.: Просвещение, 2008. – 32с.
Лобашкина В.А., Яковлев Д.Е., Хренников Б.О., Маслов М.В. Безопасность дорожного движения: программы для системы допюобразования детей.-М.: Просвещение, 2009. – 47с.
Амелина В.Е., Фастова О.Л. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения. – М.: Глобус, 2006. – 264с.
Правила дорожного движения Российской Федерации. Иллюстрированное издание. – М.:ЩЩЩ «Мир Автокниг», 2010. – 64с., ил.