Разработка урока на тему: роман М.Ю. Лермантова Герой нашего времени. Смысл названия. Проблематика. Своеобразие композиции


Тема: «Герой нашего времени», роман. Смысл названия. Проблематика. Своеобразие композиции
Задачи: 1. Рассмотреть конфликт Печорина с окружающей его дворянской средой, показать неизбежность этого столкновения. 2. Развитие анализа отдельных фрагментов и всего произведения. 3.Воспитывать у учащихся чувства справедливости, честности, порядочности.
Цель: Познакомить с историей создания романа, учить чтению философского романа, анализу художественного произведения.
Тип урока: урок-анализ художественного произведения
Методы: информационно-сообщающий, диалогический, объяснительно-иллюстрирующий.
Оборудование: иллюстрации к роману М. Врубеля, В. Серова, Д. Шмаринова «Герой нашего времени», эпиграф, текст романа.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Кратко история написания.
lefttop

В 1838г. начал, в 1840г. – первое издание, 1841г. – второе.Всего лишь 10лет спустя после «Евгения Онегина». «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни. «Герой нашего времени» - история души человеческой. Почему история души важнее в 40-е годы?^ 2.Аналитическое чтение.Чтение предисловия.Что вас удивляет в 1 абзаце?Зачем автору понадобилось смеяться над современной публикой? В чем причина иронии?Чтение 2 абзаца.Какова главная мысль? Почему?Чтение 3 абзаца?Какова главная мысль? Портрет не одного человека, а целого поколения. Какого? – Последекабрьского поколения.Чтение предисловия ко второй части романа (журнал Печорина).Выделите основную мысль. – «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»^ 3.Сравнительный анализ.Печорин и Онегин.Печора и Онега.Онега – течение ровное.Печора – бурная река, беспокойная.Итак, история души.Что же будет ключом к главной задаче?Композиция.Сравним сюжет и композицию. На что настраивает сюжет и на что композиция?
Сюжет. Композиция.
1. «Тамань».  1. «Бэла». С чьей точки зрения показан герой?
2. «Княжна Мери». 2. «Максим Максимыч» - смотрим на героя глазами современника.
3. «Фаталист». 3.Сообщение о смерти героя. Дневник – исповедь самого героя.
4 «Бэла». 4. «Тамань».
5. «Максим Максимыч». 5. «Княжна Мэри».
6.Сообщение о смерти Печорина. 6. «Фаталист».
Вывод: Сюжет нацелен на рассказ о жизни героя. Композиция настроена на раскрытие души.Итак, разгадка в композиции. Будем следовать за автором.

Домашнее задание
Прочитать главу «Бэла» и «Максим Максимыч»