Конспект урока русского языка на тему Значение фразеологизмов (2 класс)

Русский язык.
2 класс
Тема урока: Значения фразеологизмов.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация в формате PowerPoint.
Цели урока:
Образовательная: обобщение знаний о фразеологизмах, формирование умения соотносить фразеологизм с его значением.
Развивающая: способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать)
Воспитательная: создать условия для воспитания чувства гуманизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости.
Формируемые УУД:
- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; доказательство.
- Регулятивные: целепологание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно), контроль (умение контролировать свою работу), оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить), саморегуляция (способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.)
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Личностные: смыслообразование (умение приобретения новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся)


Содержание урока


Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий

1.
Самоопределение к деятельности.
Цель: Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность
Проверка готовности к уроку. Включение в работу.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.
Мотивационная готовность к учебной деятельности.


2.
Актуализация знаний и мотивация.
Цель: тренировка мыслительных операций, актуализация ЗУН необходимых для открытия нового.











Контролировать
правильность и аккуратность
собственных записей






Отвечают на вопросы учителя. Находят лишний слог и записывают слоги и слово.
 - Откройте тетрадки по чистописанию, запишите число.
 
- Угадайте, кто к нам пришел в гости:
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт,
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель .
(Ёжик)
- С чем ёжик нас встречает? Слайд 1
(С шариками)
- А что изображено на шарах?
(слоги)
Прочитаем слоги вместе:
КА, СО, МЕ, РЫ, ЖИ
- Какой слог лишний?
(ЖИ)
-Почему?
 
-Какое правило вы знаете?
(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
 
Запишите эти слоги красиво в тетрадь!
 
- В слове «ЁЖИК» есть орфограммы?
(ё – в начале слова, жи - ши пиши с буквой И)
- Запишите слово ёжик.
 
Ёжик доволен вашими знаниями желает вам успехов!

Формирование коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).


а) Развитие навыка каллиграфического письма, самоконтроля
орфографической зоркости, внимания, мышления.


3.















Актуализация знаний
Цель: создание проблемной ситуации.









Наблюдают различие между словами, сопоставляют их, анализируют, аргументируют свою позицию. Составляют небольшое монологическое высказывание.






















Определяют тему и цели урока.
Сейчас я буду читать вам строки из сказок, в которых есть фразеологизм, а вы должны отгадать из какой это сказки, если верно отгадываете, на слайде появляются иллюстрации из сказок.
Хаврошечка
Осталась она сиротой, одна – одинёшенька. Взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили, ей бить баклуши некогда: она  и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. Работать приходилось до седьмого пота.
        А были у её хозяйки три дочери, все из одного теста.
Кообок
А Лиса решила обвести вокруг пальца Колобка и говорит:
Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок, разинув рот, вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
Лиса и Журавль
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт, и понюхает, да съесть ничего не может - не лезет голова в кувшин. Не видать ей окрошки, как своих ушей. А журавль между тем всю окрошку съел и говорит:
- Ну всё, лиса! Больше угощать нечем.
- Молодцы!
- Скажите, что такое фразеологизмы?
- Чем фразеологизмы отличаются от других выражений?
Откройте учебники на 110 странице.
Прочитайте тему.
Просмотрите страницы нашего урока.
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
(Закрепить занния, полученные на прошлом уроке.)
- Как мы дудем закреплять наши знания?
(Внимательно слушать учителя и товарищей, выполнять уражнения в тетрадях, активно работать на уроке)
- Молодцы, хорошо!
- Давайте вспомним, что такое фразеологизм?
Фразеологизм – это устойчивые (постоянные) сочетания слов.
- В каком значении мы понимаем фразеологизмы?
(В переносном)
Формирование
Коммуникативных УУД – ответы на вопросы. Познавательные УУД - развитие логического мышления




Отработка регулятивных УУД( планирование, прогнозирование), познавательных(логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.




























Формирование

регулятивных УУД
(формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель, выбирать способы решения задач).


4.
Закрепление изученного материала.
а) Участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение и аргументируют его.










б) Заканчивают
предложение с использованием фразеологизма. Делают выводы.


- Откройте учебники на с. 110,
- Прочитайте задание к упражнению 1.
-Работаем устно, подберите к зачениям, все фозможные фразеологизмы.
- Молодцы, хорошо!




- Посмотрите на рисунки на с. 111 к упр. 2.
- Можно по рисунку догадаться о какой имеетя в виду фразеологизм?
- Приготовьтесь к работе в группах.
- На с. 112 даны предложения, подберите к ним картинки и запишите подходящий по смыслу фразеологизм.
- Закончили? Проверяем.
- Молодцы, все группы хорошо справились с заданием!
Формирование коммуникативных УУД
Индивидуальная работа.
Коллективная работа. Сотрудничество в поиске пути решения проблемы. Формирование познавательных УУД. Развитие внимания, мышления.

Работа в группах.


Познавательные УУД: общеучебные – умение структурировать знания
Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, инициативное сотрудничество в выборе информации. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка.


5.

Физминутка.

Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.


6.
Работа в группах.
Учитывают степень сложности задания
и определять для себя
возможность его
выполнения. Контролируют правильность и
аккуратность записи. Осуществляют
самоконтроль.

- Ребята, чтобы правильно выполнить следующее упражнение, надо вспомнить, что такое антонимы?
(Слова противоположные по значению)
Подберите к данным фразеологическим оборотам антонимы из подсказок.
- Проверка.
Работа в парах.
Коммуникативные УУД:
Уважать и внимательно выслушивать мнение других;
Регулятивные УУД ( контроль оценка, коррекция
Личностные УУД ( самоопределение)
Познавательные УУД – отрабатывают полученные знания на практике. Развитие мыслительных операций.


7.
Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка детьми собственной деятельности.
Аргументировать свое мнение при
ответах на вопросы. Формулировать вывод на основе полученных знаний.
- Оцените смайликами свою работу на уроке?
-Какое задание вам показалось самым сложным?
-Какое задание оказалось самым легким?
- Скажите, а полученные знания в жизни нам пригодятся?
- Где?

Отрабатываются коммуникативные УУД( выражать свои мысли) познавательные ( рефлексия), личностные ( роль ученика)

8.
Домашнее задание

- Дома выполните у. 5 на с. 113
Вам необходимо разделить фразеологизмы на 2 группы:
Те, которые можно прочитать в книках;
Те, которые можно услышать в разговоре.
- Записать предложение с любыми понравишимися вам фразеологизмами.












Гомула Антонина Викторовна



15