Урок обучения грамоте в 1 классе Звук /э/, буква Ээ. Ознакомление с текстом « Необычная экскурсия»

Скорик Светлана Владимировна,
учитель высшей категории
Обучение грамоте
( 1 класс)
Тема: Звук /э/, буква Ээ. Ознакомление с текстом « Необычная экскурсия»
Цель: познакомить детей со звуком /э/, буквой э, совершенствовать навык
чтения, расширять словарный запас учащихся, развивать
аудиативные и коммуникативные умения, воспитывать интерес к профессии строитель.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей –
И она к тебе не раз ещё вернется.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня не просто урок, а урок – стройка. На стройке рабочие обязаны соблюдать правила ТБ, а какие правила вы должны соблюдать на уроке? ( правильно читать, слушать учителя и друг друга, высказывать свои мысли четко и ясно)


А моя задача – познакомить вас с новой буквой и помочь самостоятельно построить дом. В конце урока вы узнаете – какая машина является помощником строителей.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Строительство дома начинается с фундамента. Крепкий фундамент – крепкий дом. Заложим и мы фундамент нашего дома.




А) Артикуляционная зарядка и гимнастика для глаз.



ЛЕС Е ТЕ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
НЫ МАС РА

чтение слогов с различной интонацией ( весело, грустно)
Какие слова получились? ( лесные мастера)
Б) Минутка чтения – диалог « Лесные мастера»
Гр. А – продолжить диалог по картинке ( Приложение 1)

Итог: построили фундамент для дома и открываем первую подсказку


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
А) Начинаем возводить первый этаж
Прочитать загадку
Ты кричал – оно молчало.
Ты молчал – оно кричало. / эхо/
составление звуковой схемы ( самопроверка)
- Сколько в слове слогов? Почему?
- Какой первый звук? Почему?
- Какие слова знаете, начинающиеся на звук / э/?

Б) Знакомство с буквой Э
- На что похожа буква?
* Найти её место в городе букв.

Итог: возвели первый этаж и нас ожидает вторая подсказка


В) Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
На стройке время отдыхать.
Плечики все разогнули,
Ручки кверху потянули.
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Вот и стали мы сильней.
Возвращаемся на стройку быстрей.

Г) Чтение слов
* Словарная работа
Этюд - музыкальное произведение, для отработки техники игры;
- зарисовка к картине;
- шахматная задача;
- небольшое литературное произведение.


чтение «эхо»
чтение индивидуальное
выборочное чтение
- имена;
- слова из 4 слогов;
- слова, в которых звуков больше, чем букв.

Д) Просмотр слайдов ( Приложение 2)
Строитель – тяжёлая и почетная профессия. Если бы ни они, не было бы домов, школ, магазинов и многого другого без чего мы не мыслим сегодняшнюю жизнь. Кто же они?
Каменщики – возводят стены, монтажники – ведут высотные работы, электрики обеспечивают электричеством весь дом, маляры и штукатуры выполняют внутреннюю отделку здания, водители грузовых автомобилей подвозят строительные материалы. И еще много людей строительных профессий трудятся для того, чтобы появился новый добротный дом.

Е) Работа над текстом « Необычная экскурсия»
* показательное чтение
- Почему так назван текст?

* игра « Светофор»
- Дети подошли к окнам класса на уроке рисования.
- Напротив школы возводили дом.
- Дом вырос до 7 этажа.
- Рабочим помогал самосвал.
- Подъёмный кран легко нёс плиту.
- Машиной управлял опытный машинист.

* работа по группам
1группа - прочитать текст и посчитать, сколько в тексте слов начинаются на э
2 группа – прочитать текст, выложить при помощи кассы букв имена детей, встречающиеся в тексте.
3 группа – прочитать текст, найти ответ на вопрос « С чем сравнил Эдик стрелу крана?»
4 группа – прочитать текст по ролям
5 группа – прочитать текст, выбрать пословицу, которая подходит к нему.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

* проверка работы групп 1, 2, 3
Итог: готов второй этаж, открываем третью подсказку.


Проверка чтения по ролям


Итог: дом готов
- Название какой машины мы открыли?
- Для чего она на стройке?


5.ИТОГ
А) проверка 5 группы
- Почему эта пословица подходит к тексту?
- А можно ли её отнести ко всему нашему уроку?

Б) релаксация
Стоит наш домик под голубым небом. Ждет новоселов. Нарисуйте свое настроение на облачках.
15