Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков


Урок 44
Тема Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты Проявляют интерес к окружающей природе
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.
Коммуникативные: выразительно рассказывают
Основное содержание темы, понятия и термины Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Образовательные ресурсы Нитка, шнурок. Предметные картинки
Сценарий урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
I. Мотивация и целеполагание
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Приветствие учащихся.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
– Проверим готовность к уроку II. Актуализация знаний и умений – Сколько букв вы уже изучили? Посчитайте по ленте букв на с.9 учебника
-А сколько звуков?
-Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук?
-Какие буквы могут обозначать 2 звука?
-Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?
Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука? Слушают учителя, рассматривают изображение буквы Принимают учебную задачу Фронтальный. Наблюдение учителя
III. Освоение нового и его применение
-Запишите слово «конь» печатными буквами.
-Прочитайте. Что получилось?
-А нам нужно слово «конь» какой звук мы слышим на конце этого слова?
-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?(И, Е, Я)
-Подставьте их в конце слова «конь» Что получилось?
-Какую букву надо поставить в конце слова, чтобы было слово «конь»?
Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’].
Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов
-Посмотрите на рисунок в красной рамке на с.11 учебника. Кто там изображен?
– Прочитайте слова.
– Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов Читают слова.
– Один предмет: голубь, лебедь Различают существительные единственного и множественного числа Фронтальный. Устные ответы, упражнение
Мягкий знак в словах Придумайте свои пары слов.
– Назовите все месяцы года
Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? Много предметов: голуби, лебеди.
– Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь По аналогии составляют свои примеры.
Распознают мягкий знак в словах. Перечисляют названия месяцев года 3. Знакомство с буквой ь – На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась
В. Степанов
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
– Выложите букву ь из нитки или шнурка Находят букву ь на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из нитки выкладывают букву ь Находят букву ь на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка Фронтальный. Устные ответы, моделирование
Физкультминутка – А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Работа с текстом (учебник, с. 11) – Прочитайте текст.
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ? Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.
Озаглавливают рассказ:
– «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам» Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его Коллективный.
Чтение, беседа
5. Развитие речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 10) – Рассмотрите картинку. Составьте по ней рассказ.
– Придумайте сказочную историю про лося Рассматривают картинку, придумывают рассказ Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют рассказ на заданную тему Коллективный. Рассказ
6. Работа с пословицами (учебник, с. 10) – Прочитайте пословицы.
– Как вы понимаете смысл пословиц? Читают, выполняют задание Объясняют смысл пословиц, высказывают свое мнение Фронтальный. Устные ответы
Физкультминутка Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь Выполняют движения по тексту Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Единственное и множественное число (учебник, с. 12) – Сравните слова. Какие из них обозначают один предмет, а какие – много предметов? Читают слова в столбиках. Называют слова в единственном числе и во множественном числе Различают существительные единственного и множественного числа Групповой. Чтение, устные ответы
2. Развитие связной речи. Чтение рассказа (учебник, с. 12) – Прочитайте рассказ.
– Найдите в тексте слова с ь в середине и в конце слова.
– Как вы понимаете выражение «ударили морозы»?
– Придумайте конец рассказа Читают.
Находят слова с ь.
Объясняют выражение.
Придумывают конец рассказа Понимают смысл прочитанного рассказа, распознают букву ь в словах, составляют связное продолжение рассказа Фронтальный, индивидуальный. Чтение, рассказ
VI. Рефлексивно-оценочный – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы