Разработка урока на тему Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.





1 класс



Составила:Хасекенова З.Т.,
учитель начальных классов.


Тема: Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цель урока: Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Задачи:
Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных.
Развивать фонематический слух.
Учить читать слова и предложения с буквой Ь (мягкий знак).
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование: учебник «Родное слово»мультимедиапроектор, набор для звуковых схем, касса букв, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
– Что мы уже знаем, чему научились на уроках обучения грамоте?
(Мы знаем буквы.
Умеем делить слова на слоги.
Умеем определять в словах ударный слог.
Умеем записывать слова с помощью букв...)
– А умеем ли составлять звуковые схемы?
(Да.)
- Очень хорошо, тогда составьте, пожалуйста, звуковую схему к слову КОНЬ.
- Параллельно даем характеристику каждого звука:
согласный, твердый, глухой;
гласный, ударный;
согласный, мягкий, звонкий.

Получается звуковая запись слова.

– Молодцы, ребята. Какое слово мы с вами записали звуками?
(Слово КОНЬ.)

– А если к нам придут ребята из другого класса, они смогут узнать, какое слово мы записали звуками?
(Наверное, нет.)

– А можем ли мы что- нибудь сделать, чтобы другие дети догадались, какое слово здесь записано звуками?
(Мы можем записать рядом данное слово буквами.)

– Запишем слово КОНЬ буквами (на доске – учитель, затем слайд), но у меня, ребята, к вам большая просьба – не спешите. А почему, узнаете позже.

Работа над каждым звуком, обозначение его буквой:
1) звук [к] – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем буквой К;
2) звук [о] – гласный, на письме обозначаем буквой О;
3) звук [н’] –согласный, мягкий, звонкий, на письме обозначается буквой Н.

В итоге на экране получится такая запись: К О Н



3. Создание проблемной ситуации.

– Ребята, давайте прочитаем вместе слово по звуковой схеме: [кон’],
по буквенной схеме: [кон].

- Что вы заметили?

Наблюдение детей: в звуковой схеме [н’] – мягкий звук, а в буквенной схеме Н читаем как твердый звук!
– Действительно, получается, что если мы читаем слово по звуковой схеме, то слышим мягкий звук [н’], а если читаем слово по буквенной записи, мы мягкого [н’] не слышим.
– Итак, мы умеем обозначать мягкость звука?
( Да )
Мы умеем обозначать мягкость буквы на письме?
(Да, мы знаем, что мягкость согласного звука можно обозначить на письме буквами гласных звуков, это: Я, Е, И )

-Давайте, запишем поочередно эти буквы после буквы Н. (Слайд)
- Прочитаем, что получилось.
Я

К О Н Е

И
-Что скажите, всё ли понятно?

4. Целеполагание.
– Ребята, вы можете определить, какая цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?
Дети формулируют цель: узнать, какой ещё буквой можно обозначить мягкость согласного звука на письме.
5. Физминутка.
для глаз
« Снежинки»
6. Продолжение работы по теме урока.

– Итак, ребята, давайте вспомним, какая цель нашего сегодняшнего урока.
(Узнать, как на письме обозначить мягкость согласного звука.)
– Может быть, у вас есть какие- то предложения, как же обозначить мягкость согласного звука на письме?

В КЛАССЕ НАЙДУТСЯ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗНАЮТ БУКВУ Ь.

- Молодцы, на самом деле люди уже давно договорились использовать такую букву- знак.

Показ буквы: Ь. (Слайд.)

– Знаете ли вы, как называется этот знак?
(Мягкий знак.)
– Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягким знаком?
(Это буква-значок, который показывает мягкость предшествующего согласного.)

Разучим стихотворение:

Мягкий знак хитрый знак,
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

-Давайте найдём место Ь в алфавите.
Рассмотрим печатный варианты буквы Ь. (Слайд +касса букв)

7. Физминутка.
«Снежный кролик»
Физкультминутка для пальчиков «Песенки»


Работа в тетради:

Печать буквы Ь (мягкий знак).
- Давайте научимся писать букву в воздухе.
Показ письма буквы на экране.
Задание: напечатать букву Ь в тетради.
(проверить, как держат ручки, осанку)
– Сколько теперь букв в слове КОНЬ? (4 буквы.)
– А сколько звуков? (3 звука.)
– А мягкий знак – это буква? (Да.)
– Она имеет свой звук? (Нет.)

Вывод: мягкий знак – это помощник, который указывает на мягкость предшествующего согласного.

8.Первичное закрепление материала.

– Я называю вам слова (УГОЛЬ, МОЛЬ), а вы записываете их буквами и
составляете звуковую схему.
– Зачем вы написали мягкий знак?
– Сколько в слове букв, сколько звуков?
– Имеет ли мягкий знак собственный звук?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?
( Мы сегодня узнали о том, что мягкость согласных букв в речи мы слышим, а на письме ее необходимо обозначать не только буквами Я,Е,И, но и с помощью мягкого знака.)

Продолжите предложения: (слайд)
-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось
-У меня получилось
-На следующем уроке мы

10. Самооценка, оценка учителем работы на уроке каждого ученика, класса в общем.
Слайд.
- Оцените свою работу на уроке, нарисовав на полях тетради лицо смайлика
( веселого, грустного, равнодушного).

- Молодцы! Спасибо за урок.
" Буква ь – показатель мягкости
предшествующих согласных звуков "Arial BlackРисунок 115