Методическая разработка урока обучения грамоте. . Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков


Тема
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока
Усвоение новых знаний

Планируемые результаты (предметные)
Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; производят слого-звуковой анализ слова (с опорой на схему), устанавливают количество звуков в слове, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты
Проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Проявляют интерес к окружающей природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата, воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий, оценивают ход и результат выполнения.
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; строят логические рассуждения, проводят аналогии, используют обобщенные способы действий. характеризуют букву ь.
Коммуникативные: работают в паре, выразительно рассказывают, владеют монологической и диалогической формами речи.


Основное содержание темы, понятия и термины
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Образовательные ресурсы
-учебник «Азбука», Ч. 2.
- электронная физминутка «На зарядку становись!»
- презентация к уроку.
- ноутбук, интерактивная доска
- нитка, шнурок. Предметные картинки





Ход урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля




Осуществляемые
действия
Формируемые
умения


1
2
3
4
5
6

I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя



Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
– Проверим готовность к уроку




II. Речевая разминка
Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика
Чтение гласных на выдохе: а-о-у-ы-и Чтение с изменением ударного слога: лисичка

Выполняют упражнения под руководством учителя
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Актуализация опорных знаний.


Коллективная.
Словесный.
Работа с лентой букв.
Вспомним изученные нами буквы.
- На какие группы можно их разделить?
- На какие группы можно разделить согласные?
- На какие группы можно разделить гласные?

Отвечают:
- гласные и согласные

-твердые и мягкие, глухие и звонкие;

- обозначают один и два звука;
- указывают на твердость согласного; –указывают на мягкость согласного.
Слушают вопросы и осознанно строят ответы. Умеют работать коллективно, контролируют работу друг друга, исправляют ошибки.
Коллективный. Устные ответы.

IV. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.

Решение проблемной ситуации.
























Постановка темы урока.

Постановка учебных задач.



– Сегодня мы отправляемся в гости к необычной букве.
Послушайте загадку
Зимой и летом одним цветом.
Это дерево нам хорошо знакомо, а скоро мы увидим его в наших домах. Как символ Нового года.
Но вырубать ели – нельзя! Необходимо приобретать искусственные ели. Почему?

Как будет выглядеть звуковая схема к этому слову?
- Сколько звуков?
- А теперь давайте напечатаем это слово.
- Читаем полученное слово. Почему говорим [йэл,], а читаем [ ел ]
Что помогает смягчить согласный [л] ?

Назовем тему урока.

Назовем задачи, которые должны выполнить.
Слушают учителя.
Отгадывают загадку - - ель









Отвечают на вопросы.
- нужно охранять природу.
Составляют схему к слову ель.


Печатают слово (ел)


Отвечают на вопрос.

- нужна буква –ь





Называют тему и задачи урока:
- буква Ь
-познакомимся с буквой – ь; узнаем о роли ь; будем учиться читать слова с новой буквой.

Слушают вопросы и осознанно строят ответы.


























Формулируют тему урока, учебные задачи.


Принимают учебную задачу
Фронтальный. Наблюдение.

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Знакомство с буквой ь
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
– На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась
В. Степанов
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

– Выложите букву ь из нитки или шнурка

Находят букву ь на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
















Из нитки выкладывают букву ь
Находят букву ь на «ленте букв».


















Моделируют ее из нитки или шнурка
Фронтальный. Устные ответы,


















моделирование

2. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 11)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа





Беседа. Формулирование вывода

Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.
– Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов. Работа в паре.


– Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука
– Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.
Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог)


Формулируют вывод.
Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’].
Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов

3.Дидактическое упражнение «Один – много»
Фронтальная. Словесный, практический
– Прочитайте слова.
– Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов
Читают слова.
– Один предмет: голубь, лебедь
Различают существительные единственного и множественного числа
Фронтальный. Устные ответы, упражнение

Физкультминутка
Коллективная. Практический
Электронная физминутка.
Выполняют движения
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение движений

VI.Закрепление знаний и способов действий.

1. Сообщения учащихся о лосе.


2. Работа с текстом (учебник, с. 11)
Коллективная. Словесный, практический.


Поисковый. Словесный.




Чтение, беседа




Вам было дано задание найти материал о лосе. Кто приготовил?
- Что узнали о лосе из рассказов ребят?

– Прочитайте текст.
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ?




Рассказывают о лосе.


Отвечают на вопросы по тексту сообщения.

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.
Озаглавливают рассказ:
– «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»







Отвечают на вопросы.

Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его.




Коллективный.
Ответы на вопросы.




Коллективный.
Чтение, беседа

VII.Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


15