Конспект урока математики Век. Таблица единиц времени (4 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов г. Кирс
Верхнекамского района Кировской области
Урок математики
в 4 классе
Век. Таблица единиц времени
учитель начальных классов
высшей категории
Куликовская Елена Петровна
г. Кирс2014 год
Тема урока: «Век. Таблица единиц времени».
Тип урока: комбинированный урок.  
Дата урока: 7.11.2014 
Цели урока: Познакомить с единицей времени – веком; обобщить и систематизировать знания и умения детей по теме «Единицы времени», составить таблицу единиц времени;
Формируемые УУД
Познавательные: умение выражать значения в разных единицах измерения, выполнять действия с именованными числами, решать задачи.
Личностные: умение работать в команде, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.
Регулятивные: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты  своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Формы и методы обучения: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,
словесные, наглядные, практические.
Основные термины и понятия: «Время», «Единицы времени», «Век». 
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: учащиеся познакомятся с единицей времени – веком; научатся соотносить единицы времени; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Получат возможность научиться: использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Образовательные ресурсы: Таблица единиц времени; «Лента времени», Ситникова Т.Н. «Поурочные разработки по математике» 4 класс, презентация, электронное приложение к учебнику «Математика», таблица римских чисел.
Ход урока
Слайд 1
Организационный этап.
Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, давайте их поприветствуем.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
Видеть вас мы очень рады. (хором)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какую тему изучаем?
Слайд 2
-Девиз нашего урока: «Делу - время, потехе - час». (хором)
У.: Послушайте стихотворение
“У ученицы Ленцовой АнютыВот уже год не хватает минутыСделать зарядку,Заправить кровать,Зубы почистить,
Пирог разжевать,
В дырку просунуть упрямый шнурок,
Прыгнуть в автобус,Успеть на урок,Больно смотреть на мученья Анюты,Нет ли у вас лишней минуты?”
У.: Чего так не хватало Анюте?
Д.: Времени.
У.: А что такое время?
Д.: Это часы, минуты.
У.: А как вы узнаете о времени?
Д.: По часам, по радио, телевизору и т.д.
У.: Представьте, что часы остановились в вашем доме, классе, городах, деревнях – везде, где живут люди. Что тогда скажите о времени: оно перестанет существовать?
Слайд 3
У.: представьте лес, полянку: трава, пенек, прыгает заяц, летают бабочки, прошуршал ежик, людей нигде нет. А время там есть?
Д.: Да. Оно существует независимо от нас.
У.: А как доказать, что в этом лесу, который мы себе представили, существует время?
Д.: Растут растения, день сменяется ночью.
Итог: Все изменяется, развивается, однако, изменения одних предметов мы замечаем, изменения других скрыты от нашего взора, но они происходят. 
Актуализация знаний.
Слайд 4
Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
right564601.промежуток времени в 100лет
2.отрезок длиной 100см
3.самая маленькая единица длины
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000 м7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица времени
Слайд 5
-Какое ключевое слово получилось?
А что такое величина?
(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)
Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)
Что вы знаете о величине – время?
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
Слайд 6
У.: древнегреческий философ Гераклит, живший в 4 веке до н.э., говорил, что все течет, все изменяется. Наверное, для того, чтобы не потеряться во времени, человечество придумало для себя единицы времени. Итак, назовите их по возрастающей.
Д: секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы.
Первичное усвоение новых знаний.
ЗАГАДКА:
Весь век идет ЕрёмушкаНи сна ему, ни дрёмушки.Шагам он точный счет ведетА с места все же не сойдет.
Какая единица измерения времени встретилась вам в загадке?
- Что вы знаете про век?
Слайд 7
- Назовите синоним к слову век – столетие
- Как называется отрезок времени в 10 веков?
Слайд 8
У.: По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 7 ноября, пятница, осень, 2014 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.) 
Физ. Минутка
Слайд 9
"Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.4) "Будильник" - хлопки над головой.5) "Пружинка" - приседания.6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
Слайд 10
Работа по учебнику. С. 51
1век = 100 лет. Запишите.
Слайд 11
Века принято обозначать римскими цифрами. Таблица поможет тем, кто не уверен.
Первичная проверка понимания
(№247 – на слух)
- Сколько лет в 3 веках, в 10 веках, в 19, в 20 веках?
- А сколько веков составляет 600 лет, 1000 лет, 1200 лет, 2000лет?
- Который по счёту век наступил в 2001 году?
Первичное закрепление
Слайд 12
1.Работа с лентой времени
№246 - устно
У.: На ленте времени отмечают года, века, тысячелетия.
Формулировка проблемы:
У.: Какое это время? Как его можно узнать?
Д.: Это историческое время.
У.: Рассмотрите историческую ленту времени, что она вам напоминает? (числовой луч)
У.: Очень много исторических событий произошло в разные эпохи!
№248, №249- оформление на доске. (На ленте времени магнитами обозначаю даты.)
Кирс основан в 1729 году. В каком веке основан Кирс?
Какое событие мирового значения произошло в 2014 году в России?
Презентацию сворачиваю. Включаю диск.
2. Работа с электронным приложением к учебнику на индивидуальных компьютерах. (работа в парах)
Самопроверка. (автопроверка)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Слайд 13
Составление кластера. У.: Составьте таблицу единиц времени.
1574801503045100лет
00100лет
1598930150368030или31сут
0030или31сут
3238500150304524 часа
0024 часа
3914775152400060минут
0060минут
162877522599654 недели
004 недели
1953260189166500118110024765 ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ
00 ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ
1737995728345месяцц00месяцц843280728345год
00год
326390728345век
00век
2433955738505неделя
00неделя
3129280728345сутки
00сутки
3785870734695час
00час
6248403797300013239754210050019799304210050026854154013200044824653873500046996353409950048196510890250010160001098550004116705380365004937760112839500418782510890250035382201108710002797810106616500202628510687050033381953911600038665152191385360сек.
00360сек.
42379901881505005848352230120366или 365 суток
00366или 365 суток
10020301871980004799330152400060 секунд
0060 секунд
254317515240007суток
007суток
843280150368012мес
0012мес

5246232217032сек
00сек
4480422171615минута
00минута

- Сдайте на проверку.
- Резерв: №250, №259.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
У.: Итак, 45 минут пролетели очень быстро.
Можно ли сказать, что мы их провели с пользой? Почему так думаете? Обоснуйте свой ответ. Чем занимались?
Что было интересно? Что затрудняло?
У.: Время нельзя остановить, наша задача с вами –правильно использовать каждую минуту на уроке и в жизни. Цените и берегите время.
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Слайд 14
У.:Эврика!
Каждому необходимо научиться грамотно и с успехом распоряжаться своим временем, чтобы максимально увеличить полезное время и сократить бесполезное. Предлагаю интересный инструмент для анализа потерянного времени – календарик-пинарик. Идея календарика–пинарика ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени. Об этом календарике я расскажу вам на кл. часе.
Слайд 15
Всем спасибо за урок!
Резерв.
Пословицы.
Устойчивые выражения.
Приложение 1
-2450552874479234563528-3156224631080
Приложение 2
2. Составление кластера.
Составьте таблицу единиц времени.
463031013260500115075850386ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ
00ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ

4219575181306004651706597450035242511049000
13537924580300227813141248003390265412480047815505905500
5345927138264минута
00минута
6270322160020сек
00сек
59827146547век
00век
4829175150495час
00час
847725150495год
00год
1733550150495месяц
00месяц
2752725150495неделя
00неделя
3790950150495сутки
00сутки

6180261749570050979181014620043529251047750033045401619250022948901047750011430010477500132397510477500
599197062561____сек
00____сек
-2962561733____лет
00____лет
183832559055_____дней
00_____дней
492442559055______мин
00______мин
391477559055_______ч
00_______ч
287655059055_____дней
00_____дней
81915059055______мес00______мес
539115022860002400300133350011811001333500
847725152400_____дней
00_____дней
1838325152400_____нед00_____нед4924425142875______сек
00______сек