Представление собственного педагогического опыта учителя татарского языка и литературы Юмаевой Раузы Мукаддясовны


Представление собственного  педагогического опыта
учителя татарского языка и литературы МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Юмаевой Раузы Мукаддясовны«Исследовательская деятельность при обучении
татарскому языку и литературе»
Актуальность и перспективность. На современном этапе школьного образования значительная роль отведена исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, свободных от стереотипов, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочной организации исследований.
Исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, в частности пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
– мотивация исследовательской работы;– выбор школьником направления исследования;– постановка цели и задач исследования;– обработка данных;– представление работ на научно-практической конференции, на школьном, районном, республиканском и всероссийском уровнях.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.
Создание в школе условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень исследований предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, научная работа. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть первый уровень можно назвать реферативным .
На втором уровне необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательное проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами, фотографиями, документами.
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.
Исследовательская деятельность является важнейшим средством развития познавательной активности, самостоятельности мышления, творческого поиска школьников. Данный вид деятельности представляет интерес как для учителя, так и для ученика.
Для меня важно, как организовать уроки татарского языка и литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. Выявлены психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся посредством включения в учебный процесс регионального содержания.
Самостоятельность, естественность, наглядность или экспериментальность – основные принципы  исследовательской деятельности школьников. Они дают ученику большую свободу мыслительной деятельности, возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей работы. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой  становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются  и воплощаются в новые исследования. При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать  следующие методические приёмы: учить выдвижению гипотез с помощью познавательных вопросов; использование аналогий основанных на приёме сравнения по сходству характерных особенностей объекта, явления или факторов, определяющих эти особенности.
Наличие теоретической базы опыта.  Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева. Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды  З.И. Калмыковой (1981), Л.Н. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996).
Ведущей педагогической идеей является  формирование и развитие у учащихся поисково-исследовательских навыков и  умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, развитие навыков общения. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости. Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, пословицы, поговорки, игры, загадки, баиты. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.
В школьных учебниках родной литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На этих уроках с учащимися изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с творчеством многих известных татарских писателей и поэтов, которые серьезно занимались сбором и изучением народного фольклора и посвящали своим исследованиям труды (К. Насыйри, Г.Тукай, Н Исанбат). По программе в 5-9 классах при изучении жанров устного народного творчества учащимся дается групповая исследовательская работа: собрать и записать пословицы, поговорки, загадки, старинные песни, частушки, баиты, прибаутки. А сильным ученикам дается индивидуальная работа: найти в произведениях татарских писателей-земляков элементы жанры устного народного творчества. Дети с огромным удовольствием и желанием занимаются этой работой и собранные материалы умело используют на уроках татарского языка и литературы. Детям всегда интереснее работать, когда что-то касается конкретно их, связано с местами, близкими, родными для них. Собранный материал мы обобщили в научно-исследовательской работе «Устное народное творчество села Пензятка» («Пензятка авылының халык авыз иҗаты»). Работу ученики защищали на районном, республиканском, региональном уровнях, занимали призовые места.
В настоящее время важной проблемой образования в современном мире является формирование гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурной базы школьника играет приобретение знаний именно по национальной культуре. Ученик обязан знать свои исторические корни, национальные традиции и обряды, обычаи и уметь рассказать о них. И свою задачу вижу в том, чтобы обогатить духовный мир учеников, показать и передать величие духа народа. По учебной программе 6-9 классов отводятся часы на изучение традиций и обрядов, праздников, национального костюма татарского народа. На этих уроках также учащиеся занимаются исследованием таких проблем: А какие традиции и обряды сохранились в нашем и соседних селах? Чем отличаются татарские праздники от русских и мордовских? Есть ли общие праздники? Какую одежду одевали наши предки и с чем это связано? Чем отличается татарский костюм от русского и мордовского?
Также по итогам исследований оформляем работы, которые ребята защищают на конференциях различного уровня.
В 5 классе при изучении раздела «Лексика» учащиеся собирают диалектизмы татар-мишар и взаимствованные слова, в 6 классе по теме «Собственные имена» дети рассматривают, какие женские и мужские имена распространены в школе и в селе на сегодняшний день. Какие имена были распространены раньше? С чем это связано? При решении этих вопросов, конечно же, они обращаются в первую очередь своим родителям, бабушкам, дедушкам. А в старших классах ребята приступают к исследованию истории и топонимики села. Изучаем следующие темы: Как образовалось наше село Пензятка? Откуда произошло название села? Каковы обычаи и традиции нашего села? Как живёт село сегодня? Знаменитые люди нашего села. Достопримечательности села.
Учащиеся собирают материал по крупицам, потому что никто никогда не занимался этими вопросами и не исследовал их. Когда есть желание, у них все получается. Ребята также подготовили мультимедийную презентацию по этим вопросам.
Научно – исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно - исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Концептуальность. Изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного села, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании должен быть направляющей стороной, соисследователем, соавтором. Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование продуктивным, заинтересовывает учащегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе. Исследовательская деятельность является важнейшим средством развития познавательной активности, самостоятельности мышления, творческого поиска школьников. Данный вид деятельности представляет интерес как для учителя, так и для ученика.
В 2013-201учебном году ученица 10 класса защищала на районной конференции работу «История образования школы в селе Пензятка». Цель научно-исследовательской работы: выяснить историю образования школы в селе Пензятка.
Ученица применяла следующие методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; беседы с бывшими учителями и сторожилами; анализ материала; подведение результатов.
Оригинальностью работы является использование материалов из личного архива ветерана педагогического труда Якуповой Гельджихан Биляловны, благодаря усилиям её мужа Якупова Асыма Абдулловича в 1959 году в селе была построена большая современная школа.
Полученные данные и выводы сформулированы в заключительной части работы. Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:
на уроках литературы, истории; факультативных и элективных курсах;
на классных часах, посвященных краеведению;
в сельской библиотеке.
Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка, актуальности и сохранности их до наших дней. Такие работы позволяют воспитывать в учениках любовь к родной земле, к родной культуре, возбуждая их интерес к исследовательской деятельности.
Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы «Исследовательская деятельность в обучении татарскому языку и литературе». Целью работы является развитие творческого потенциала школьников. Актуальность метода, по-моему, состоит, прежде всего, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над исследованием развивается системное мышление учеников. Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение: Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.
В республиканском конкурсе молодых авторов «Родники талантов» на татарском языке в номинации «Художественные произведения» ученица 9 класса заняла 1 место. На муниципальном этапе республиканского конкурса исследовательских работ «Отечество» была представлена исследовательская работа на тему «Учителя-участники Великой Отечественной войны». Во Всероссийской учебно-исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность» представили исследовательскую работу «Традиции и обряды татар», «Уроженец села Пензятка - Герой Советского Союза». В республиканском конкурсе сочинений на татарском языке, посвященном 70 - летию Великой Победы, заняли 1 место. В 2016году в конкурсе сочинении, посвященном к юбилею татарского поэта-классика Хади Такташа, заняли 2 место. В дальнейшем эти работы были напечатаны в республиканской газете «Юлдаш».
В апреле 2016 года с ученицей 9-го класса Каримовой Мехрибон по приглашению оргкомитета конференции выезжали в город Зеленодольск Республики Татарстан для участия в I Межрегиональной научно-практической конференции «Татары, прославившие свой народ», где заняли 1 место. Очень много приятных, положительных впечатлений получили от поездки. Рады, что достойно представили своего земляка. Теперь и в других регионах будут знать имя Баляева Асыма Айбятулловича, Героя Советского Союза, среди татар, прославивших свой народ.
Результативность опыта. Систематическая работа с детьми позволила добиться определенных результатов. Мои ученики являются победителями и призерами республиканских и межрегиональных конкурсов исследовательских, творческих работ
№ Результат Этап Учебный год ФИО участника Название конкурса
Призер Муниципальный 2013-2014 Арикова Регина Районный конкурс творческих работ на лучшее сочинение, посвященный 80-летию образования Лямбирского района
2м республиканский 2013-2014 Базеева Лейла Республиканские юношеские научно-исследовательские чтения им. Каюма Насыйри2м республиканский 2013- 2014 Арикова Регина Республиканский конкурс молодых авторов «Родники талантов» в номинации «Публицистика» в жанре «Очерк»
участие республиканский 2013- 2014 Каримова Мехрибон Республиканский конкурс исследовательских и проетных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии»
участие Всероссийский 2013- 2014 Сюбаева КаринаV Всероссийская научно-практическая конференция учащихся «Живая культура: традиции и современность»
1м республиканский 2014-2015 Арикова Регина Республиканский конкурс молодых авторов «Родники талантов» в номинации «Художественные произведения»
3м муниципальный 2014-2015 Хайрова АлсуМуниципальный этап республиканского конкурса «Экология. Дети. Творчество»(Номинация: «Фотография»)2м муниципальный 2014-2015 Каримова Мехрибон Районный экологический конкурс «Зеленая Весна- 2015» (Номинация: «Фотография»)участие муниципальный 2014-2015 Арикова Регина Муниципальный этап республиканского конкурса исследовательских работ «Отечество»
2м муниципальный 2015-2016 ХозяшеваВероника
Муниципальный этап республиканского конкурса экологического плаката в номинации «Плакат»
1м муниципальный 2015-2016 Аитов Артур Муниципальный этап республиканского конкурса экологического плаката в номинации «Компьютерная графика»
1м муниципальный 2015-2016 Богатырева Амина Муниципальный этап республиканского конкурса детского творчества «Защитим лес»
1м межрегиональный 2015-2016 Каримова Мехрибон Межрегиональный научно-практическая конференция «Татары прославившие свой народ»
3м муниципальный 2015-2016 Каримова Мехрибон Районный конкурс рисунка «Мой любимый фильм» в номинации «Рисунок»
3м республиканский 2015-2016 Аитов Артур Республиканский конкурс экологического плаката в номинации «Компьютерная графика»
1м муниципальный 2016-2017 Карабдаева СабинаМуниципальный творческий конкурс конкурс, посвященный 105-летнему юбилею классика татарской литературы А.Абсалямова1м. муниципальный 2016-2017 НугаеваРианаРайонный этап XV Международной юношеской научно-исследовательской конференции им. Каюма НасыйриРезультаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде по татарскому языку и литературе
Уровень
2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017
Побед Призер Побед Призер Побед Призер Побед Призер Побед Призер
Муниципальный
12 1 1 2 1 1 1 1 2 1
Республиканский
1 1 1 1
Межрегиональный 1
Международный