Конспект Дифференциация твердых и мягких согласных.


Тема: Дифференциация твердых и мягких согласных.
Основная цель: развитие фонематического слуха.
1) Раздаются цветные (зеленые и синие) флажки.
Задание: поднять зеленый флажок, если согласный звучит мягко; поднять синий флажок, если звучит твердо.
Речевой материал: имена детей типа Таня, Вова.
Логопед проговаривает слова по слогам. Дети, прислушиваясь к звучанию, «сигналят» флажками. На самом первом этапе поднятие флажка сопровождается комментарием. Например, поднят синий флажок Дети объясняют (хором), что согласный звучит твердо. Поднят зеленый флажок — дети объясняют, что согласный звучит мягко.
В дальнейшем — без комментария.
2) Выставляются крупно написанные слоги: Та, Ви, ня, тя, Ро, Лю, ма, ба. (Попутно дети повторяют правило написания большой буквы в именах.)
Внимание детей привлекается к слогам.
— Что это? (Слоги.)
— Что можно составить из слогов? (Слова.)
— Какие слова получатся? Кто догадался? (Имена детей.)
— Как догадались? (В некоторых слогах первая буква большая.)
— Вспомним правило правописания имен. (Имена людей пишутся всегда с большой буквы.)
Задание: составить (у доски) слова- имена из данных слогов; прислушаться, как звучит первый слог (как звучит второй слог), например, в слове Таня.
Логопед над согласной т (в прорезь над буквой) вставляет синий сигнал (сделан из картона, размер 1x2 см), над согласной буквой н — зеленый сигнал.
3) Детям раздаются наборы тех же слогов, что были уже представлены, но мелкого формата (в конвертиках) и цветные сигналы зеленого и синего цвета.
Задание: из данных слогов составить слова-имена и дать характеристику согласных по твердости и мягкости, используя цветные сигналы. Дети работают самостоятельно под активным контролем логопеда.
4) Письмо под диктовку. Речевой материал: имена детей.
Задание: используя цветные карандаши (синий и зеленый), дать характеристику согласных по твердости и мягкости, нарисовав над согласными буквами достаточно четкие («жирные») точки (кружочки).
5) На подставке у доски выставляется схема из фишек (цветных). В соответствии с ней надо придумать имя (Вова, Рома, Даша).
Последовательно предлагаются схемы, соответствующие именам Люся, Лёня; Миша, Лида; Ваня, Коля.
6) Раздаются предметные картинки.
Задание: назвать картинку, проговорить слово по слогам, объяснить, как звучит согласный.
Речевой материал: липа, береза (названия деревьев); малина, рябина, голубика (названия ягод); лисята, котята, щенята (названия детенышей животных).
Образец ответа по картинке «Липа»: «Ли — звучит мягко, па — звучит твердо».
7) Образовать слог-слияние (согласный + гласный) самостоятельно и с опорой на плакатик (см. ниже), объяснить, как звучит согласный.
А О У Ы Э
Я Е Ю И Е
Дети образуют слоги-слияния и поясняют, например: «ма — звучит твердо, мя — звучит мягко» и тд. Логопед подводит к выводу, что гласные верхнего ряда на письме указывают на твердость предыдущего согласного, а гласные нижнего ряда — на мягкость предыдущего согласного.
8) «Написать» слово фишками (красными и белыми), показав звуко-слоговую схему слова; с помощью цветных сигналов (синих и зеленых) охарактеризовать согласные по твердости и мягкости.
Самостоятельная работа учащихся под активным контролем логопеда.
Речевой материал см. в задании 6.
В дальнейшем речевой материал предлагается по выбору логопеда.
9) Ответить на вопросы и записать ответы.
— У кого тигрята? (У тигрицы тигрята.)
— У кого цыплята? (У курицы цыплята.)
Дополнительное задание (грамматическое): используя цветные карандаши (синие и зеленые), охарактеризовать согласные в 2 — 3 словах по выбору детей.
10) Задания к подтеме «Всегда твердые согласные» (ж, ш, ц).
а) Демонстрируется плакатик «ж, ш, ц — всегда твердые».
— Чем отличаются эти согласные от всех остальных? (Эти согласные не бывают мягкими.)
— Какое правило правописания связано с данными согласными? (жи — ши пишем с буквой и.)
б) Назвать предложенные картинки, «написать» слово фишками, охарактеризовать согласные по твердости и мягкости при помощи цветных сигналов.
Образец ответа (картинка «Лужа»): первый звук л — согласный, твердый; второй звук у — гласный, ударный; третий звук ж— согласный, всегда твердый; четвертый звук а — гласный, безударный.
в) Аналогичная работа в индивидуальном порядке.
Каждому ребенку раздаются комплекты картинок (4 — 6 шт.) по теме занятия. Самостоятельная работа учащихся под активным контролем логопеда. При наличии ошибок логопед оказывает помощь индивидуально.
г) Письмо в тетрадях под диктовку с грамматическим заданием: используя цветные карандаши (синие и зеленые), в трех словах (по выбору детей) охарактеризовать согласные по твердости и мягкости, нарисовав жирные точки над согласными буквами.
Подтема «Ч, щ, й — всегда мягкие» прорабатывается так же, используется плакатик: «Ч, щ, й — всегда мягкие».