Презентация по ПМ 02 (изготовление вставок в ювелирные изделия)


История огранки алмаза Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле - алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому - его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно. С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы. Отшлифованные этим способом камни носили название: "алмазные наконечники" или "остроконечные". В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать "камни с площадкой". После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду. XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны  многие знаменитые бриллианты, например - "Санси". Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque). Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов. XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы "розой". Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают "антверпенскую", "голландскую", "двойную голландскую" и другие рановидности "розы". Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене. Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме - городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием "Амстердамский музей бриллиантов". Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы. Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он - фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской. Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные "по Мазарини", сверкали своими 34 гранями.Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней - всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного "по Перуцци" была округлой. Позднее такая огранка получила название - бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх. Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой "игры" алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки "магна" характерны 102 грани, а для "принцесс" - 146 граней.Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение "игры" и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге "Diamond Dezign" двадцатилетний математик Марсель Толковский. Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: "Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости".В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название - бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты "по Толковскому" невозможно.