План-конспект по истории Древнего мира по теме: Индийские касты (5 класс)

Тема: Индийские касты. 5 класс
Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Задачи урока:
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Технологии: Технология проблемно-диалогического обучения
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний в форме фронтального опроса.
Блиц – опрос.
А) В какой удивительной стране  мы побывали на прошлом уроке?
Б) Где находится эта страна?  ( Показать на карте).
В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).
Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии?  (Показать на карте).
Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?
Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются?  (Показать на карте).
Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?
З) Священное животное для древних индийцев?
И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?
Л) В каких богов верили древние индийцы?
М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).
Изучение новой темы.
Обращение к классу:
Яркое пятно:
Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
    Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.
- Запись в тетради числа и темы урока.
Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).
- Запись в тетради определения «касты».
Учитель:
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.
Главный бог – Брахма. Из частей его тела и произошли касты
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги –
·шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.
Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.
Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?
И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.
Рисунок: (человек со стрелками – из каких частей какие касты произошли)
Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:
Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.
Название касты
Что имели
Чем занимались
Права

Жрецы (брахманы)




2.Знатные воины (кшатрии)




3.Земледельцы (вайшьи)




4. Слуги (шудры)




-Что же мы узнали о положении каждой касты?  / Выступление с использованием  заполненной таблицы./
- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/
Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?  
Чтение п. 21 – Неприкасаемые.
В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня?  / Неприкасаемым/.  В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.
- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.
И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:
А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нет».
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов.                 Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.   Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     Да.
6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.
5. Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .