Тренинговое занятие на невербальное общение Поговори со мной, молча

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры казенное общеобразовательное учреждение
Ханты–Мансийского автономного округа – Югры
«Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»














Тренинг партнерского общения.
Тренинговое занятие «Поговори со мной, молча»







Подготовила: педагог-психолог
Инякина Н.В.













2016 г.


Содержание.
Деловое общение – что это ?...................................................................... 3
Классификация тренинга..5
Приложение.10
Список литературы.11
Деловое общение – что это ?
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение еще называют авторитарным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность.
Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типу общения т.к. основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с коллегами, попутчиками в поезде, товарищами по спортивной команде и т.д.
Именно к третьему типу мы можем отнести партнерское или субъект – субъектное общение.
Партнерским, или субъект – субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Этот тренинг является достаточно актуальным, т.к. часто происходят конфликты, срываются сделки, не достигаются поставленные цели из-за того, что мы просто не умеем общаться, часто мы не понимаем наших партнеров по общению, а они в сою очередь не могут понять нас.
Для того чтобы таких ошибок допускать как можно меньше, нужно научиться приемам правильного установления контакта, научиться воспринимать и понимать эмоциональное состояние партнера. Так же необходимо знать, как правильно принимать и передавать информацию как вербальную, так и невербальную. Многое зависит и от умения партнеров слушать друг друга. Именно на это направлен тренинг партнерского общения.
Для более детальной разработки был взят модуль “Прием и передача невербальной информации”. Эта тема мне наиболее интересна т.к. в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20 – 40% информации, а остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Но очень часто люди не понимают ту невербальную информацию, которая исходит от партнера.
Для чего нам нужна невербальная коммуникация. Да очень просто. Что делать, как общаться с людьми, если оказался в стране, язык которой неизвестен? Как сообщить, что голоден? Конечно с помощью жестов.
В этом “немом” языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью – все имеет свой смысл. Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение.
Благодаря невербальной коммуникации мы можем считывать информацию прямо со своего собеседника, как с экрана, на котором идет немой фильм. Но для того, чтобы легко и правильно считывать идущую от партнера информацию, необходима тренировка.

2. Классификация тренинга.
Тема: Тренинг партнерского общения.
По форме проведения: групповой.
По составу участников: реальная группа.
По композиции: неоднородная.
По уровню изменений: личностный.
По организации: фрагментарный.
По целям и задачам: коммуникативный.
Цель тренинга: Развитие навыков партнерского общения.
Задачи тренинга:
Отработать навыки установления контакта, восприятия и понимания эмоционального состояния партнера.
Отработать навыки приема и передачи невербальной информации.

Схема построения тренинга.
1 этап: Подбор группы.
Наблюдение.
Собеседование.
2 этап: Вступительное слово.
Представляюсь, говорю название тренинга, его цели и задачи, режим работы. Затем еще раз проговариваю цели и задачи, и принимаются правила тренингово круга.

3 этап: Создание работоспособности.
Знакомство (игра “Снежный ком”). Обсуждается форма общения: ты, вы.
Участникам тренинга предлагается на заранее заготовленных листочках с одной стороны написать свои ожидания, а с другой опасения связанные с тренингом, затем озвучить их. Листочки с опасениями и ожиданиями остаются у тренера для дальнейшего анализа.
Затем проводится игра для снятия напряжения “Сосед справа”.

4 этап: Ориентации.
Еще раз проговариваются цели и задачи тренинга.
Участникам тренинга предлагается рассказать о тех качествах, которые помогают при общении и почему именно эти качества. Происходит обсуждение.

5 этап: Изменений (обучения).
1 модуль: Установление контакта.
Цель: развить навыки установления контакта.
Проводится два упражнения и ролевая игра.
Первое упражнение : «Незнакомый гость».
Цель: установление контакта с помощью невербального общения.
Второе упражнение: «Безмолвный разговор».
Цель: передача информации без использования языковых средств общения.
2 модуль: Прием и передача невербальной информации.
Цель: развить навыки приема и передачи невербальной информации. Проводится три упражнения и ролевая игра.

Первое упражнение: «Неизвестный предмет».
Цель: осознание моментов которые способствуют или препятствуют взаимопониманию.
Второе упражнение: «Карточки на спине».
Цель: выявить для себя средства передачи невербальной информации.
Третье упражнение: «Поход».
Цель: осознание условий которые облегчают понимание в процессе общения.
6 этап: Целостное действие.
На этом этапе проводится упражнение «Жизненные ситуации».
Цель: осознание действий , которые способствуют достижению успеха при убеждении партнера.
7 этап: Чемодан. Цель: получение обратной связи.
Каждому участнику тренинга на спину прикрепляется лист. И кто желает, может написать на этом листе, какое – нибудь положительное качество данного человека.

3. Детальное описание модуля
1 модуль: Установление контакта.
Цель: развить навыки установления контакта.
Проводится два упражнения.
Первое упражнение: «Незнакомый гость».
Цель: установление контакта с помощью невербального общения.
Покажите свое отношение к появлению неожиданного гостя.
Второе упражнение: «Безмолвный разговор». Выполняйте в паре. Вы стоите перед воображаемым звукопроницаемым стеклом. Передайте информацию (договоритесь о чем-то) без слов и получите ответ.

2 модуль: Прием и передача невербальной информации.
Цель: развитие навыков приема и передачи невербальной информации.
Подручные средства: карточки с названиями различных предметов, состояний, понятий.
Как вы помните цель нашего тренинга – развить навыки партнерского общения. Но бывают такие ситуации, когда сообщить что-либо партнеру по средствам слова у нас нет возможности (например, вы не знаете языка партнера или вы едете в автобусе, он остановился, а напротив вас оказался нужный вам человек, но сказать ему что-либо мешает стекло и т.д.). В этих случаях мы прибегаем к языку жестов.
В этом “немом” немом языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонаций, повышение или понижение голоса, пауза все имеет свой смысл.
А как на ваш взгляд, что такое невербальное общение?
Почему одних людей мы понимаем лучше, других хуже?
Что нам необходимо, чтобы лучше понимать ту невербальную информацию, которая исходит от других людей?
А то, на сколько хорошо мы владеем языком невербальной коммуникации, мы посмотрим, выполняя ряд упражнений.
Итак, первое упражнение «Неизвестный предмет». Я попрошу всех встать спиной в круг.
Инструкция: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».
Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (12 минуты).
«Итак, сейчас Катя передаст свой предмет соседу слева. При этом она, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т. д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Кате, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. Передав предмет, участник поворачивается лицом в круг. Будьте внимательны и старайтесь не допустить преобразований предмета. Если все готовы, мы можем начать».
Участники встают в круг и начинают передавать предмет по кругу. И так 2 – 3 раза.
После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.
«На этом мы закончим упражнение, прошу всех занять свои места. Мне кажется, что все замечательно справились с этим заданием.
Сейчас я попрошу поделиться в круг тем, что с вами было во время выполнения этого упражнения. Что вам показалось сложным, а что далось легко, как на ваш взгляд, почему предмет все-таки видоизменялся (если изменения были), а также какие моменты способствуют или препятствуют взаимопониманию.
Обсуждение этих вопросов.
Для выполнения следующего упражнения мы останемся в кругу.
Инструкция: «У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Оксане, но сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Затем Оксана пойдет по кругу и покажет вам надпись. Вы должны невербально показать ей, что написано у неё на карточке. Задача Оксаны понять, что написано на карточке. Готовы? Тогда начнем. Кто первый хочет попробовать?».
По желанию прикрепляют карточку на спину участнику, он проходит по кругу и начинается объяснение. И так 5-6 раз.
«Вы молодцы, большое всем спасибо. Мне кажется, что у всех замечательно получилось, как показывать, так и отгадывать то, что было написано на корточках. А сейчас кто бы хотел высказаться?»
Участники высказываются.
А сейчас мы выполним следующее упражнение.
Участники садятся по кругу.
Инструкция: Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (тренер показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное. Сделать это надо без слов, невербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что кладет в рюкзак каждый из нас, и не повторятся.
После того как каждый из участников положил что-то в рюкзак, тренер обращается к группе с вопросом: Что положил в наш рюкзак? Называя имя того или иного члена группы.
После окончания упражнения происходит обсуждение. Участники отвечают на вопрос: Как на ваш взгляд какие условия облегчают понимание в процессе общения?

А сейчас мы с вами немного поиграем в игру под названием «Турист».
Инструкция: Один из вас будет глуховатым туристом, который забыл свой слуховой аппарат в номере и заблудился в незнакомом городе ему нужно пройти в городской парк культуры и он обращается к прохожим с просьбой объяснить ему, как туда можно добраться. Вся остальная группа будет прохожими.
Игра будет длиться 20 минут. Все готовы? Тогда начнем.
Начинается игра группа расходится по аудитории. Каждый занимается своими делами. Турист подходит к одному или группе людей и просит объяснить дорогу. После того как игра закончилась тренер просит всех сесть в круг. Начинается обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
Почему одних было понять легче, других сложнее?
Как на ваш взгляд, что помогало и что мешало достижению понимания?
Сегодня мы с вами о многом поговорили и наверняка каждый из вас что-то для себя отметил. Сейчас я попрошу каждого из вас поделиться в круг: Что нового вы для себя отметили? Что для вас было сложным, а что далось легко?
Обсуждение.
Спасибо вы все молодцы и я надеюсь что то, что вы сегодня открыли для себя пригодится вам в дальнейшей жизни.
До свидания.



















Приложение.
Таблица мониторинга эффективности тренинга.
Примечание










Взаимодействие
Индивидуальное











Групповое










Конфликтность










Использование приобретенных навыков










Речевые навыки










Коммуникативность










Понимание эмоционального состояния партнера










Умение устанавливать контакт





















Активность





















Ф.И.О.





















Таблица составляется на один день и заполняется после тренинга. Тренер отслеживает параметры по каждому участнику.
Список литературы.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 200. – 264с.
Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», И.Т., 1999. – 256с.
Рогов Е.И.. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.: ил. – (Азбука психологии).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2000. – 234с.










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415