Презентация о родном крае Родники — село мое родное


Край мой! Любимая Русь и мордва! С. ЕсенинРОДНИКИ - СЕЛО МОЕ РОДНОЕ Цели работы: формирование более подробного представления о происхождении села; воспитание чувства гордости и патриотизма, любви к родному краю, толерантности; реализация индивидуальных интересов; приобретение навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами. Задачи: практическое освоение материала на основе очных и заочных экскурсий; организация исследования, накопление сведений; научиться кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме; анализировать полученную информацию и формировать выводы; применять навыки использования методической литературы, научных источников, интернет - ресурсов для организации работы. Край мой! Любимая Русь и мордва! Работа выполнена ученицей 10 класса Фадеевой Ангелиной под руководством учителя английского языка МБОУ Родниковская средняя общеобразовательная школа Республики ТатарстанМосквичевой Светланой ВикторовнойНе зная прошлого,  мы не построим будущее. Уважать и чтить историю своей малой родины и передавать её по наследству – вот истинная сила общества, страны и мира в целом. Меня всегда переполняет чувство безмерного восхищения и радости при виде красоты моего села.Вижу чудное приволье,Вижу нивы и поля – Это русское раздолье, Это русская земля.Вижу горы и долины, Вижу степи и луга,Это русская картина,Это родина моя. РОДНИКИ-СЕЛО МОЕ РОДНОЕИстория села, где в основном проживает мордва, меня заинтересовала настолько, что я поставила перед собой цель: узнать как возникло и как развивалось село. В этом мне посодействовали члены школьного кружка «Диалоги поколений» под руководством Евграфовой Т.С. Изучение многих старинных экспонатов, документов нашего школьного музея, беседы с местным населением помогли понять как все происходило много лет назад. Происхождение села и его названияСело наше расположено в Республике Татарстан Алексеевского района в 125 км от г.Казани. Родники имеют богатую историю, но село так стало называться только с 1967 года, а до этого именовалось Лягушкино.   В ходе археологических исследований близ села было найдено древнее кладбище, как установили исследователи, возраст захоронений на нём соответствует примерно 16 веку. Хотя в новейшей истории захоронения здесь не производились, местные жители называют это место калмазырь, что по-мордовски значит кладбище. Также захоронения примерно того же возраста были обнаружены и вблизи фермы, которые располагаются чуть вдали от села. Значит, и в том месте раньше были селенья. Несколько веков назад, когда село образовалось, оно состояло всего из нескольких дворов. Постепенно старые дома разрушались, строили новые. Но новые ставили на более выгодном месте, рядом с новыми источниками. Таким образом село возникало то на одном берегу оврага, то на другом, то внизу по течению реки, то забиралось совсем высоко. Так вот рассказывают, что как-то раз видный столичный управляющий, проезжая мимо села, упрекнул местного старосту: «Раньше ведь село на другом берегу было! Прыгают как лягушки!» Именно с этого момента село и стало так называться. И прожили лягушкинцы лягушкинцами вплоть до августа 1967 года, пока заведующий клубом на сельском сходе не предложил сменить обидное название на Родники. Нужно отметить, что родников в округе было в изобилии, некоторые из них сохранились и до наших дней. История церкви селаЦерковь была построена в Лягушкино в 1879 году на средства прихожан. Одной из ее особенностей, как до сих пор вспоминают местные жители, был великолепный хор. Рассказывают, что даже из соседних сел, в которых были свои храмы, приезжали люди на богослужение в Лягушкино, чтобы насладиться церковным пением. Церковь была небольшой, деревянной, с такой же оградой. Престол один, во имя Рождества Христова. Со временем церковь стала разрушаться, добавили ветхости и 30-е годы, когда двери храма заколотили, а окна закрыли глухими ставнями. Потом упала крыша, покосились купола, храм медленно умирал.Старая церковь Надо сказать, что большинство храмов ко времени закрытия уже не функционировали по той простой причине, что это время было временем жестоких репрессий, когда значительная часть духовенства и мирян пострадали от советской власти. О том, что многие церкви не функционировали до их официального закрытия, я узнала из докладной записки Билярского РИК Республики Татарстан от 20 мая 1939 года. Лягушкино Церковь Не действует с 1937 Колх.Под хлебомМногие священнослужители в годы советской власти были репрессированы за религиозные убеждения, в том числе и Жилочкин Семен Дмитриевич (священник, служил в с. Лягушкино с 1914 года). Сейчас в центре села поставили молебный дом Лягушкино и коллективизацияДо коллективизации в Лягушкино насчитывалось около 500 домов, а проживало примерно 2000 человек из мордвы (292 жителя насчитывается в данное время). Основным источником дохода, т.е. основным занятием в селе, как и во всех близ лежащих селах, было земледелие со скотоводством. Хотя, как рассказывают старожилы, в прошлые века мордва любила заниматься бортничеством, рыболовством и охотой. Кстати, крестьяне были государственными. Зажиточных в селе можно было перечесть по пальцам на одной руке... И по сей день в селе стоит крепкий каменный дом, принадлежавший одному из таких крестьян - Семёну Гавриловичу Калинину. В доме же располагалась небольшая лавка. Нет-нет, да появятся в полуразрушенном доме Калинина свежие кучки земли, а иной раз всё помещение ископано - как только этот дом пришёл в запустение, тут же по селу пронеслась легенда (а может быть и не легенда это вовсе) о том, будто бы старик Семен спрятал где-то в подвале своего дома сундук с золотом. Нужно отметить, что многие жители села знают байку как разбогател старик. Как-то раз он отправился на базар в Чистополь и поставил свою лошадь с санями возле забора. В это самое время вор, укравший золото из банка, убегал от полицейского. Он перекинул мешок с украденным через забор, но сам перебраться не смог, так как был застрелен. Ну а дед Семен и был таков с неожиданно свалившимся богатством.Здесь я хотела бы поведать историю одного дома В 1929 году началась коллективизация. Шла организация колхозов. Одна из жительниц села вспоминает: «Отчетливо врезалась в память такая картина – я, еще совсем кроха, стою около окна на стульчике и вижу баб, кричащих и рыдающих во весь голос, в то время как их скот угоняли на общий двор».Когда были раскулачены последние из тех, у кого можно было «национализировать» хоть что-то, в Лягушкино был образован колхоз «Нацмен», который вскоре переименовали в «Победу Сталина». А с 1957 года сельчане уже трудились в совхозе имени Бутлерова., который в 80-е годы был разделен на совхоз «Разумовский» и на совхоз «Родниковский». Наши фронто-викиВ годы войны на фронт ушло 349 человек, а вернулись единицы. Одному нашему фронтовику Сарапкину Павлу Ильичу, посчастливилось увидеть самого маршала Жукова. А отец бывшего директора школы Смирнов Михаил Илларионович удостоился медали «За Отвагу» Лягушкинская школа была основана в 1897 году, тогда обучение велось в том числе и на мордовском языке. Школа располагалась в обыкновенной деревенской избе в пять комнат. Первая школа в Лягушкино Бамарская Вера Евгеньевна, окончившая шесть классов епархиального училищаКоломенская Антонина Ермолаевна, которая окончила Лаишевскую женскую гимназию Республики ТатарстанПервые учителя В 1933 году в селе открыли школу колхозной молодежи. В первый год в нее поступило учиться 80 человек разного возраста. Само здание школы было построено из разобранных домов раскулаченных крестьян в самом центре села. Она простояла в Лягушкино до 1959 года, затем ее снесли и на прежнем месте поставили в 1964 году новую восьмилетнюю. А в 1993 году распахнула двери новая средняя школа на 162 места. Дальнейшие шаги в школь -ном образовании села Наша школа борется за присвоение школе имени генерала Галкина Федора Ивановича, который родился в 1902 году в многодетной крестьянской семье в д.Березовка (в 3 км от Лягушкино). До войны окончил военный факультет Автотракторного института, затем работал в Центральном аппарате Министерства обороны. После объявления войны был назначен помощником командующего бронетанковыми войсками Северо-Кавказского военно округа, в дальнейшем – Крымского фронта.Герой-земляк Галкин Федор Иванович В итоге изучения, анализа и обработки информации приходишь к выводу, что наше село жило и трудилось как и все обычные поселения России. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей Родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое Отечество. Жители села, проявляя себя в будничных работах, не помышляли ни о славе, ни о карьере. Они любили свою землю, бережно относились к ней. Как хочется, чтобы возродилось село на Руси и в наше время. Где как не на селе дышится легко , свободно и с удовольствием?!
Использованная литература: В.А.Юрченко. Мордовский народ: вехи истории. НИИ гуманитарных наук при Правительстве Република Мордовия, 2007 Татарский энциклопедический словарь. Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999 Алексеевский район: история и современность. – Казань: издательство «Матбургат йорты», 2000 Интернет-ресурсы Материалы школьного музея