Методические рекомендации по практике по ПМ 03 Классное руководство по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №2»
ОДОБРЕНА
предметно-цикловой комиссией Преподавание в начальных классах
Руководитель ПЦК Бабухина А.В.
____________ УТВЕРЖДАЮ
Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Заместитель директора по УР Проняева С.В.
________________
Методические рекомендации по практике
ПМ 03 Классное руководство
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составитель: Бабухина А.В., к.п.н, преподаватель высшей категории
Челябинск, 2016
Пояснительная записка
Уважаемые обучающиеся! Учебная практика - составная часть педагогической практики студентов в базовой образовательной организации (ОО).
Основная задача практики - формирование психолого-педагогических умений и навыков, профессиональных черт личности будущего учителя, которые помогут ему успешно справляться с обязанностями классного руководителя в школе. Для этого Вам необходимо, прежде всего, овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
Для того, чтобы Вы могли овладеть указанными ПК, преподавателем педагогики разработана система постоянно усложняющихся заданий. Руководители подгрупп Романюк М.Е., Бабухина А.В. будут сопровождать и курировать Вас на протяжении всей практики в базовых образовательных организациях.
Педагогический коллектив поздравляет Вас с первым видом практики и желает интересных открытий!
Приложение 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №2»
Дневник по практике
студентки-практикантки___гр.
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Ф.И.О._________________________
Челябинск, 2016г.
Стр.2
Название практики_____________
Место проведения______________
Период прохождения практики: с____ по _____ 20 г.
Сведения об организации (предприятии): адрес, телефон
Ф.И.О. руководителя практики от колледжа____________________
Ф.И.О. руководителя от организации (предприятия) директор, зам. директора по начальным классам или зав. кафедрой Начального обучения, учитель НК
Стр.3
Задачи, план практики
Стр.4
Список класса: ФИО, занятость во внеурочное время
№ ФИО Посещение кружков, клубов по интересам и др.
Стр.5
Дата
Содержание работы
Анализ работы
Замечания, рекомендации
руководителя практики от колледжа (организации), оценка, подпись
Уважаемые практиканты, фотозапись урока, занятия, мероприятия, родительского собрания осуществляйте в форме предложенной таблицы:
Этап урока (занятия, мероприятия, родительского собрания и др.) Деятельность учителя (задания, вопросы) Деятельность учащихся (родителей) (предполагаемые ответы)
Мотивация или организованное начало Содержание Итог Приложение 2
Схема знакомства с базовой школой
1.Информационная справка школы:
- когда основана школа;
- каков профиль обучения, статус школы и т.д.
2. Сведения о школе:
- число учащихся, количество смен, количество классов по параллелям, дифференциация классов (гимназические, общеобразовательные, гуманитарные, математические, начальные: по конкурсному набору, педагогической поддержки, коррекционные и т.п.);
- наличие группы продленного дня.
3. Число учителей начальных классов:
- заслуженных учителей, учителей методистов, старших учителей, отличников народного образования, Почетных работников общего образования;
- учителей специальных предметов (иностранных языков, музыки, рисования, естествознания, физкультуры и т.п.).
4. Режим работы школы:
- начало занятий, продолжительность уроков, недельная часовая сетка;
- индивидуальные занятия, работа кружков и секций;
- продолжительность учебной недели.
6. Особенности системы воспитательной работы и традиции:
- по каким направлениям ведется воспитательная работа школы
- как осуществляется система управления школой и внутришкольный контроль за организацией воспитательной работы;
- как прослеживается связь с внешкольными учреждениями (центрами детского и юношеского творчества; станциями юных техников и т.п.)
- каковы школьные традиции;
- как работают вспомогательные службы в школе (штатные психологи, социальные педагоги, врачи).
- предметные недели, олимпиады, конкурсы и т.д.;
- детские общественные организации, органы самоуправления, спортивные секции
7. Характеристика контингента учащихся.
8. Концепция развития школы.
Схема изучения предметно-развивающей среды школы.
1. Пространственно-предметная среда:
Пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды
Помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория (спортивные залы и площадки, актовый зал, столовые, кабинеты их оснащенность, медицинские кабинеты, компьютерные классы, каково расположение классов, кабинетов администрации, учительской, кабинета врача, школьной столовой, наличие и оформление кабинетов начальной школы; оформление рекреаций на этажах; содержание стендов в вестибюлях, оформление спортивного зала, школьной столовой, раздевалок.
2. Социальная среда - коммуникативный компонент
Пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.
Характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.); Пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.
3. Психодидактическая среда
Содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.
4. Деятельностная среда (технологический компонент):
Пространство (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Организация внеурочной деятельности
Приложение 3
Знакомство с учащимися класса
От того, насколько удачно пройдет Ваше знакомство с учениками класса, будет зависеть дальнейшее общение и взаимодействие. Положительные эмоции – залог успеха. Сделать это не так сложно, если подойти к вопросу творчески. Представим лишь некоторые рекомендации:
Подготовьте читаемый бейдж со своим ИО и Ф (Times New Roman 22 шр. и крупнее)
Вы можете предложить детям класса самостоятельно рассказать вашу историю. Для этого выпишите на доску слова (напечатайте на карточках, подготовьте на слайде), которые связаны с вами, например: «Педагогический колледж», «Челябинск», «Дети», «Собака», «Книги», «Танец», «Вокал». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что вы учитесь в Челябинском педагогическом колледже, любите детей, родом из Челябинска, у вас есть собака, а в свободное время читаете книги, занимаетесь танцем или поете.. Необычная форма представления сделает интересной первую встречу теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.
Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Она подходит для 1-4 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «Кто из вас самый скромный?», «У кого есть братик?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.
Подготовьте визитки детям класса, это способствует быстрому запоминанию их имен. Имя, фамилия.
7 Приложение 4
Изучение плана воспитательной работы
На производственной практике Вам предстоит самостоятельно провести внеурочное мероприятие, родительское собрание, КТД. Следующее задание уже в период учебной практики позволит работать на перспективу и сориентироваться в деятельности классного руководителя в целом.
Проанализируйте план ВР по предложенному алгоритму:
Цель, задачи ВР школы, класса;
Индивидуальная работа классного руководителя с детьми «группы риска», одаренными, мигрантами и др.
Работа с родителями или лицами их заменяющими;
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, со специалистами (логопедом, психологом и социальным педагогом школы), с коллективом педагогов.
Проведите интервью с учителем, ориентируясь на следующую программу изучения работы классного руководителя.
1. Данные о личности классного руководителя: возраст, учительская специальность, педагогический стаж, класс которым руководит ко времени изучения опыта.
•  Как изучает учащихся и составляет характеристику класса.
•  Как планирует работу с классом.
•  Какие воспитательные дела проводит обязательно.
•  Формы работы с активом класса.
•  Как организует самоуправление в классе.
•  Какую работу ведет по воспитанию у учащихся интереса к знаниям, ответственного отношения к учению.
•  Какую работу ведет по разностороннему воспитанию учащихся (нравственному, экологическому, трудовому, эстетическому, физическому)
•  Осуществляется ли дифференцированный, личностно-ориентированный подход в воспитании школьников.
•  Какие методы и формы воспитания используются особенно широко? Как организуются коллективные творческие дела?
•  Как организуется работа классного коллектива с целью воспитания учащихся? Как изучаются и корректируются внутри коллективные отношения? Какие конфликты с учащихся происходят и как преодолеваются?
•  Как координируются работа с учителями-предметниками?
•  Какая работа проводится с семьей?
•  Что в работе с классом дается труднее всего?
Заполните таблицу в дневнике практики «План воспитательной работы __класса»
Направление воспитательной работы ноябрь (форма, тема по каждому из направлений) декабрь январь февраль март апрель май
1. 2. 3. 4. 5. Приложение 5
Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим Коллективом.
Ход проведения.
Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая шина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела - этот материал превращается в искусно изготовленный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь час то вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом для которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука? Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
 Возможен и другой вариант использования этой методики (3,4 классы). Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Социометрия
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:
 Ф.И.
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого предпочтительного).
А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого неприятного).
Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).
Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи 3 этих людей).
Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует скатать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется социометрическая матрица.       
Она состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали из номеров, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александр П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Ивану С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александр П. отдал Петру Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом, составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на 5 статусных групп.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента:
Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды»         В два раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов.
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов
«Принятые» Равно  или  несколько  больше  (меньше) среднего числа полученных одним испытуемым выборов
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных одним испытуемым выборов
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных одним испытуемым выборов
Приложение 6
Анализ школьной документации
Данное задание позволит Вам решить задачи знакомства будущего классного руководителя со школьной и классной документацией, начать индивидуальную диагностику учащегося.
Заполните таблицу «Изучение школьной документации»
ФИО учащегося Объект изучения Содержание
Параметры для изучения (какие конкретно данные можно использовать для исследования личности ребенка)
Дневник учащегося Личное дело учащегося Классный журнал Индивидуальные карты мониторинга Характеристика ученика Приложение 7
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)
Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п Фамилия, имя ученика Любознательность Прилежание Отношение к природе Я и школа Прекрасное в моей жизни Средний балл Уровень воспитанности
сам учитель сам учитель сам учитель сам учитель сам учитель сам учитель сам учитель
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Схема экспертной оценки уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной)
 Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
   По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.            
Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень
                          4.4-4 – хороший уровень
                          3.9-2.9 – средний уровень
                          2.8-2 – низкий уровень
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе 5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Приложение 8
Анализ родительского собрания
1. Какова повестка родительского собрания и ее целесообразность на данном этапе?
2. Насколько квалифицированно раскрыта тема?
3. Как организован обмен мнениями и лучшим опытом семейного воспитания?
4. Рекомендована ли родителям педагогическая литература по изучаемой теме?
5. Предложены ли родителям памятки, советы по теме лектория?
6. Организована ли выставка детских работ?
7. Выявлены ли причины недостатков в работе класса? Поставлены ли задачи?
8. Каков характер выступления родителей?
9. Сделаны ли выводы по обследованному вопросу? Принято ли решение? Насколько оно корректно, реально?
10. Выполнено ли ранее принятое решение?
11. Насколько тактичен классный руководитель по отношению к родителям учащихся (особенно слабых)?
12. Подготовлено ли помещение?
13. Какова явка родителей, прослеживается ли их заинтересованность делами класса?
14. Вывод руководителя об уровне подготовки и проведения родительского собрания. Предложения по повышению эффективности этой работы
Приложение 9
Анализ стиля педагогического общения
Ориентируясь на методику контактного взаимодействия учителя с родителями, определите стиль взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (авторитарный, либеральный, демократический).
1. Поиск контактов (процесс первого общения).
2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Соблюдает ли педагогический такт, использует ли увещевательный, назидательный тон.
Указывает ли на ошибки в воспитании. Проявляет ли искреннюю заинтересованность в сотрудничестве и какими способами.
Приложение 10
Схема педагогического анализа воспитательного мероприятия (занятия)
Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:
Школа
Класс
Количество учащихся
Дата проведения
Тема:
Цель мероприятия (Чем мотивировался его выбор)
- Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса) или является эпизодическим.
Анализ процесса подготовки мероприятия:
- Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация школы, учителя). Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень самодеятельности школьников в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.
Ход мероприятия:
- Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины?)
- Соответствовало ли внешнее убранство помещения и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия?
- В какой мере были соблюдены гигиенические требования в ходе подготовки и проведения мероприятия? Степень технической оснащенности занятия.
- Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия?
- В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процессе проведения мероприятия?
- Активность отдельных учеников, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.
- Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновения, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.).
- Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт.
- Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.
Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия:
- Какова идейная и воспитательная ценность мероприятия? Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические убеждения оно формирует? Какие социальные установки это мероприятие вызвало?
- Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного материала?
- Насколько затрагиваемые вопросы углубляли знания учащихся и расширяли их кругозор?
- В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий?
- Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.
- Пожелания в адрес воспитателей, родителей и самих учащихся, способствующие, по их мнению, повышению воспитательной роли внеклассных занятий.
Приложение 11
Психолого-педагогическая характеристика класса
1. Общие сведения о классном коллективе и истории его образования:
- количество учащихся, из них мальчиков и девочек,
-возрастной состав, количество второгодников,
-когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами
-смена классных руководителей и т.п.
2. Руководство и организация классного коллектива:
- организующее ядро классного коллектива;
- авторитет актива в коллективе и способность его самостоятельно организовывать коллектив класса на различные дела (внимательны к их предложению, равнодушны, относятся отрицательно);
- наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним актива, наличие изолированных, причины изоляции и возможные пути изменения отношения к ним;
3. Взаимоотношения внутри коллектива:
- уровень сплоченности коллектива (низкий, средний высокий или по методике А.Н. Лутошкина сотрите в документе «Педагогическая диагностика»);
- наличие или отсутствие группировок (имеются ли группы, на которые может опереться классный руководитель, которые препятствуют его работе, безразличные к коллективной деятельности),
-проявление взаимной требовательности, чуткости, душевной заботы, взаимопомощи и уважения;
- особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- характер взаимоотношений коллектива класса с классным руководителем: насколько авторитетен классный руководитель для большинства учащихся; как выполняют его требования (охотно, по принуждению, не выполняют); каков стиль руководства классного руководителя (авторитарный, демократический, попустительский).
4. Содержание и характер коллективной деятельности:
- учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение к успеваемости (равнодушие, отрицательное, борьба за высокую успеваемость); взаимопомощь, ее формы и организация,
- дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе;
- жизнь коллектива вне учебных заведений: интерес к современным событиям, музыке, искусству, интерес к спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса (конференции, экскурсии, посещение театра, кино и т.д.);
-участие в общественной жизни: (хотят сами получить поручения, выполняют по принуждению, отказываются выполнять);
-характер преобладающих умений выполнения общественных дел (умеют самостоятельно, оригинально, необычно подойти к выполнению порученного, умеют самостоятельно выполнять поручения при наличии четких указаний инструкций, не умеют самостоятельно выполнять поручения без непосредственной помощи, не умеют выполнять общественные поручения);
- общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, отношение к трудовой деятельности.
5. Общие выводы.
- Уровень (стадия) развития коллектива.
- Характер общего «эмоционального климата», атмосферы в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических организаций)
Приложение 12
Организация коллективно-творческого дела.
Главные принципы КТД таковы:
- воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Условно, можно определить роли ребят по подготовке какого-либо дела следующим образом:
Участник коллективно-творческого дела получает какое либо конкретное задание (к примеру: вырезать из бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.). Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить. После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
Генератор идей - это роль, которую может выполнять, (а может быть и не способным к этому) и участник и организатор. Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли. Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
Организатор - человек способный на организацию данного дела полностью. Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.). Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами. Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.
Участник-организатор - такой человек, который не потерял интереса к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на определение некоторых задач самостоятельно. Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
Этапы организации коллективно-творческого дела:
Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла. На этом этапе определяются педагогические цели КТД (для педагога-организатора) и социальные цели (для ребят). То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога). На этом этапе определяются конкретные задачи данного КТД, намечаются действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).
Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива. На этом этапе определяется форма и содержание дела. Форма определяет, как будет проходить это дело. Содержание отвечает на вопрос «Что будет происходить?», это та деятельность, которая будет происходить в течении КТД.
Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
На этом этапе проходит разработка сценария дела. Её осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозгового штурма. Если дети научатся коллективно придумывать, выбирать разумные предложения, отстаивать их необходимость, чувствовать добрую реакцию на все придумки, они и относиться к ним будут иначе, с большим уважением и пониманием. Это будет их собственное дело. На этом же этапе составляется список дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во-первых, обеспечить успех, для чего всё предусмотреть, приготовить, а во-вторых, вовлечь всех детей. Далее проходит рабочая подготовка дела. Каждый выполняет полученное задание. Учитель может помочь детям узнать что-то новое, чему-то научиться, тем самым, способствуя их развитию и воспитанию. На этом этапе действует принцип совместно - разделённой деятельности: взрослые показывают, а делают вместе.
Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь. Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей и взаимоотношений в отряде. К другому делу создаётся другой совет дела и различные группы в ходе его подготовки.
Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД. На этом этапе выстраивается дальнейшие перспективы развития и использования КТД.
Целеполагания стадий коллективного творческого дела
Стадии Педагогические целеполагания
Предварительная работа воспитания (1 стадия). С какой целью? Что лучше сделать? Для чего, с кем? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?
Коллективное планирование
(2 стадия). Какое дело проведем? На радость и пользу кому? Где его провести? Как лучше провести? С кем вместе провести? Кто будет ответственным? Кто будет ведущим?
Подготовка дела
(3 стадия). Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий поиск? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?
Проведение дела
(4 стадия). Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать радостную перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?
Подведение итогов (5 стадия). Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?
Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?
Подведение итогов Ближайшее последействие (6 стадия). Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?
Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
Приложение 13
Программа изучения классного коллектива
1. Состав класса.
Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.
2. Сплочённость класса.
- Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.
- Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне её. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно.
- Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.
- Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.
-При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщённо.
3. Организованность класса.
-Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять.
-Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).
4. Общественное мнение в классе.
-Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие — осуждают.
- Как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение.
- Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.
- Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.
5. Характер товарищеских связей в коллективе.
-Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
-Дружат учащиеся (только в школе или вне её). Внимательны ли они к товарищам.
- Стараются ли им помочь. В чём выражается эта помощь.
- Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.
- Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.
6. Актив класса.
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжения актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
7.Связь классного коллектива с общешкольным.
- Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
- Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
- В чём проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива.
1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.
2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Приложение 14
Выявление межличностных отношений в коллективе.
Метод социометрии
Метод социометрии помогает получить «фотографию» внутри коллективных отношений между школьниками. Значение роли каждого ученика в коллективе, его симпатии, доверие, доброжелательность влияют на их поступки, поведение, формирование у них убеждений, нравственных привычек и других качеств. С помощью метода социометрии можно решить две задачи.
Выявить «лидеров» и «изолированных» детей. Каждому учащемуся предлагается написать на листке три фамилии: кого он хотел бы пригласить на день своего рождения, кого он хотел бы выбрать старостой класса и, если первый по какой-либо причине не может исполнять обязанности, кого хотел бы выбрать резервным старостой.
Другой прием. Если бы ты оказался на необитаемом острове, кого бы ты взял с собой в первую, вторую, третью - пятую очередь.
Полученные результаты необходимо занести в социометрическую матрицу. Против каждой фамилии в клетках, соответствующих номеру выбранного школьника, проставляются цифры 1, 2, 3, указывающие выбор. На основе матрицы можно нагляднее проанализировать групповые взаимосвязи.
Выявить взаимные симпатии и сплочённость коллектива.
На подписанных листочках предлагается написать (сообщить) фамилии трёх товарищей, с которыми каждый испытуемый особенно хотел бы быть в одной команде, группе. Избранных необходимо ранжировать по степени значимости от единицы до трёх, для этого делается матрица (как и предыдущая), где подсчитывается количество взаимных выборов (их обводят кружочками).
Для младших школьников социометрические исследования можно провести с помощью графического рисунка. Детям предлагается карточка квадрат — это класс. В квадрате круг — это ребята его класса. Предложите ребёнку указать его место среди ребят (в виде точки). Если ребёнок ставит точку в центре, он комфортно чувствует себя в коллективе (это лидер). Если на границе круга или за его пределами — необходима помощь (он изолирован, изгой, ему трудно).

Помните! Социометрия может обнаружить расхождения официальной и неофициальной структур коллектива, источники напряжения, конфликтов — это облегчает постановку задач коллективной и индивидуальной воспитательной работы. Результаты данной методики нуждаются в серьёзном качественном анализе.
Учителю не рекомендуется пользоваться этой методикой, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с классным коллективом или отдельными детьми.
Приложение 15
Как написать характеристику ученика начальных классов
Характеристика на ученика составляется с целью общения его положительных и отрицательных качеств. Она обязательна при переходе их одного учебного заведения в другое, из младших классов в старшие.
Инструкция
При составлении характеристики начните с общей информации об ученике: фамилии, имени, отчества, класса, возраста, национальности, внеучебных увлечений, внешнего вида, укажите, полная или неполная у него семья.2
Охарактеризуйте физическое состояние и развитие: на сколько это развитие соответствует возрасту. Если ученик занимается спортом, укажите вид спорта, перечислите все достижения. Используйте также данные медпункта о состоянии здоровья этого школьника.3
Охарактеризуйте особенности воспитания в семье. Опишите родителей, их социальное положение, образование, жилищные условия и уровень доходов. Большое внимание уделите характеристике моральности в семье, опишите отношение ребенка к родственникам.4
Укажите интересы школьника, дайте оценку их устойчивости, глубине, направленности. Опишите степень развития интеллекта - характер запоминания информации, умение анализировать, классифицировать, обобщать и сравнивать полученные данные; проанализируйте степень внимательности – умение концентрировать внимание на конкретных заданиях, умение распределять его между несколькими задачами.5
Дайте характеристику эмоциональному состоянию ребенка, типу темперамента, состоянию нервной системы, уравновешенности, подвижности. Опишите, насколько ученик раздражителен, вспыльчив, впечатлительный или агрессивный.6
Оцените такие качества как целеустремленность, самостоятельность, умение делать выбор, решать различные задачи. Укажите уровень понимания ребенком своего места в ученическом коллективе, его отношение к жизни класса, учителям и ученикам, а также готовность помочь другому.7
Определите уровень самооценки, реальность достижения учебных успехов, адекватность в поступках, одежде и внешнем виде.
Перечислите морально-этические качества, которыми обладает ребенок: заботливость, чуткость, лицемерие, тактичность и т.д.9
Используйте разнообразные тесты для определения психологических характеристик. Результаты этих тестов тоже необходимо учитывать при написании характеристики. Сделайте итоговый вывод, исходя из вышеизложенного.
Приведем пример характеристики младшего школьника:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ____
Характеристика
Ученика(цы)_____ класса МБОУ СОШ №____
__________________ района г. _________________
ФИО _______________________________
Дата рождения: _______________
Домашний адрес по прописке: _________________________
ФИ ученика(цы) обучается в данном образовательном учреждении с 1 сентября _____ года. До этого она посещала МДОУ детский сад №____. Семья, в которой воспитывается мальчик(девочка) полная(неполная). Мать – ФИО (указать где и кем работает). Воспитанием детей мама занимается очень хорошо. Мать посещает все родительские собрания с первого класса. В школе мама бывает постоянно, успехами ребенка интересуется. Домашние задания у (Имя ребенка) всегда выполнены аккуратно и в полном объеме. Девочка(мальчик) в школу ходит опрятная, все учебные принадлежности имеются.
Девочка(мальчик) имеет высокий уровень познавательной активности. Запас представлений об окружающем мире, речь соответствуют уровню развития. Звукопроизношение немного нарушено. Мышление отличается высоким уровнем обобщения и классификации. Познавательные процессы (внимание, память) также имеют высокий уровень произвольности; отмечается хорошая концентрация внимания, трудностей в распределении внимания, переключаемости с одного вида деятельности на другой не наблюдается.
В течение всех лет учёбы девочка(мальчик) успевает по учебным дисциплинам на 5 и 4. (Имя ребенка) легко может работать в одном темпе со всем классом. Ребенок проявляет повышенный интерес к учебе. Девочка(мальчик) учебные задания выполняет быстро, аккуратно, правильно. При выполнении некоторых заданий бывают затруднения, но при небольшой подсказке учителя, задания выполняет правильно.Девочка(мальчик) всегда активна на уроках и во внеурочное время. По характеру девочка(мальчик) доброжелательная, неизбалованная, добросовестная, аккуратная, на замечания учителя реагирует адекватно. В отношении с педагогами сдержанна, в конфликтные ситуации не вступает. Девочка очень редко конфликтует с одноклассниками, поэтому в коллективе отношения дружеские. Предпочтение отдаем друзьям-сверстникам, особенно дружна в классе с _(указать ФИ детей)________________________
Правила поведения, принятые в школе соблюдает. Она(он) хорошо владеет собой в ситуациях, требующих молчания или ограничения движения. В работе с Имя девочки(мальчика) не требуется индивидуального подхода на уроках и во внеурочное время. (если требуется, отказывается ли от помощи)
Директор школы ________________________________ ФИО
Классный руководитель __________________________ ФИО
Дата __________________
Приложение 16
Рекомендации для студентов к составлению отчета – самоанализа по итогам учебной и (или) производственной практики ПМ 03 Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Отчет – это документ, который позволит Вам осуществить анализ собственной деятельности по овладению общими и профессиональными компетенциями.
В итоговом отчете необходимо отразить ответы на следующие вопросы:
Я знаю, для чего была нужна учебная и (или) производственная практика в школе? (указать виды деятельности которыми овладели)
Я была готова к практике психологически?
Я была готова к практике профессионально – педагогически?
Я смогла достичь цели практики и решать задачи, обозначенные в программе практики? (указать какую цель достигли и какие задачи решили)
Я овладела алгоритмом решения поставленных передо мной задач профессионально – педагогической деятельности?
Я знаю, какие компетенции я формировала в процессе профессионально – педагогической деятельности? (указать формируемые в процессе практики общие и профессиональные компетенции)
Мне не хватило для их решения? (указать причины, вследствие которых не овладели опытом)
В ходе практики мне удалось достичь? (указать умения и практический опыт, которыми овладели в процессе практики)
Самым интересным для меня было?
Самостоятельно я могу решать следующие профессиональные задачи?
Самоанализ результатов практики и экспертная оценка моей работы руководителем практики, работниками ОО совпадают? (В случае несовпадения оценок укажите, по какой причине это произошло. Аргументируйте разницу в оценках.)
За профессионально – педагогическую деятельность в условиях учебной и производственной практики я заслуживаю оценку ________________
Ваши предложения по организации учебной и (или) производственной практики, методическому оснащению.
Приложение 17
Сценарий воспитательного мероприятия, представленного как зачетное, оформляется в виде альбома или на бумаге с форматом А-4.
Сценарий может быть составлен по следующему алгоритму:
Тема
Класс
Форма проведения
Цели и задачи
Место и время проведения
Оборудование, материалы для учителя, учащихся (инструментарий) и оформление помещения
Используемая литература
Предварительная подготовка
Ход мероприятия (сценарий):мотивационная часть (орг. момент), основная (содержание), рефлексия (итог). Заполняется в таблице.
Приложение 18
Самоанализ воспитательного дела
На этапе подготовки было трудно
При проведении:
А) было интересно (благодаря чему?)
Б) менее удачно прошло (почему?)
В) было сложно (что? Как преодолели?)
Такие внеклассные мероприятия нужны для того, чтобы ...
Выбор форм и методов внеклассного воспитательного мероприятия зависит от цели, задач, содержания деятельности. Формой проведения может быть игра, праздник, КВН, экскурсия и другие. Здесь же указываются способы организации деятельности учащихся, например, распределение на команды, размещение и др.
Тема должна быть лаконичной, привлекательной по форме и точно отражать содержание.
Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть направлены на развитие личностных качеств учащихся, взаимоотношений в классе.
К оборудованию относятся все средства, которые используются при проведении воспитательного дела.
Ход воспитательного дела включает в себя подробное описание содержания, методов воспитания.
Сценарий, представляемый на оценку, можно проиллюстрировать фотографиями, рисунками, схемами и т.д.
Приложение 19
Внимание! Фотозапись и диагностика проводится только с письменного согласия родителей (законных представителей). Предлагаем распечатать и отдать на подпись следующую форму:
Согласие родителей (законных представителей) на педагогическую диагностику ребенка, фотозапись мероприятий (уроков занятий, родительских собраний и др.), а также фотографию мероприятий с его участием
Я____________________________________________________________ ______ФИО родителя (законного представителя) являясь родителем (законным представителем) ___________________________________________________________________ФИО ребенка воспитанника__________________________________________________________________________
(наименование образовательной организации) расположенной по адресу: _______________________________________________________________________________
(адрес ОО)
даю согласие на его(ее) педагогическую диагностику, фотографию и фотозапись мероприятий, в которых участвует мой ребенок.
Педагогическая диагностика ребенка включает в себя: наблюдение, беседу, изучение школьной документации, диагностику освоения Образовательной программы. Педагог предоставляет информацию о результатах педагогической диагностики ребенка при обращении родителей (законных представителей); - не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями, не публикует фотографии ребенка в социальные сети; разрабатывает рекомендации педагогам для осуществления индивидуальной работы, составляет характеристику учащегося и классного коллектива. Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: - если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам; - если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими лицами; - если материалы работы будут затребованы правоохранительными органами. О таких ситуациях родитель (законный представитель) будет информирован. Настоящее согласие дано мной
« _____ » _________________ 20______г. и действует на время пребывания моего ребенка в образовательной организации. Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть представлен мной в адрес образовательной организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю ________________________________________________________________________________ (наименование образовательной организации)
Число. Подпись
Приложение 20
Аттестационный лист студента по учебной практике
(по профилю специальности)
ПМ 03 Классное руководство
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
1. ФИО студента___________________________________________
№ группы 2/5
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес: _______________________________________________________________
3. Время проведения практики с 24.11.2016 по 30.11.2016г.
4. Результаты выполнения отдельных видов работ во время учебной практики
№п/п Виды и объем работ во время практики Оценка
зачтено/
не зачтено
11 Анализ плана воспитательной работы учителя начальных классов и школы 22 Наблюдение специфики педагогического общения учителя, определение стиля педагогического общения учителя 33 Наблюдение и анализ организации КТД 44 Характеристика личности учащегося, характеристика коллектива класса 55 Наблюдение и анализ воспитательных мероприятий и классных часов в начальной школе 76 Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов(характеристика коллектива, личности учащихся) 87 Наблюдение и анализ организации, проведения разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), приемов привлечения родителей к проведению совместных мероприятий 98 Участие в итоговой конференции (сообщение, самоанализ) 99 Дневник практики Качество выполнения работ в соответствии с технологией и требованиями организации, в которой проходила практика _____________________________________________________
Результаты учебной практики:_____________________________________________
Дата ________________
Подписи
Руководитель практики:______________________________________________________________
Ответственное лицо ОО ________________________________________________