Урок литературы в 11 классе на тему Осуждение бездуховности в рассказе И. Бунина Господин из Сан-Франциско


Урок литературы в 11 классе.  
"Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".
Цели урока: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Задачи урока:
формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
развитие умения в рисуночной форме интерпретировать поступки героев.
Планируемые результаты: познакомиться с рассказом И.А. Бунина, его главными героями, композицией, художественными особенностями; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать нужную информацию в тексте; формулировать и аргументировать свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Эпиграф к уроку:
Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле. И. Бунин «Сны Чанга»
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
1. Слово учителя: Ребята, совсем скоро вы покинете стены школы, и вам предстоит выбирать свой путь в жизни. Вам предстоит совершить плавание по океану Жизни. Каким оно будет, все зависит от вас. Я думаю, что вы уже не раз об этом задумывались. У человека должно быть понятие о цели, смысле жизни, должны присутствовать собственные ценностные ориентиры. Я попрошу вас поделиться своими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Для этого нужно:
Взять лист формата А4, фломастеры. Представьте, что ваша жизнь – некий корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. В метафорической форме изобразить «корабль» и «пункт назначения». Задание выполняется самостоятельно.
Можно нарисовать, схематично изобразить, написать набор слов, фраз, предложений. Дать свой прогноз, предположение:
Что для вас является самым дорогим?
Как вы считаете, какие ценностные качества должны присутствовать у каждого человека?
Что вас ожидает в будущем?
Каким вы видите назначение человека?
В своих работах ответьте на эти вопросы
Деятельность учащихся: Защита работ, каждый рассказывает о своей цели в жизни.
II. Сообщение темы и определение целей урока
2. Слово учителя: Владимир Набоков назвал прозу Бунина «парчовой». Что такое «парча»?
Ответы учащихся.
Учитель: Найдём в Интернет-источнике определение данного слова.
Один из учащихся работает с Интернет–источником или с Толковым словарём
Парча – двойная, яркая, золотистая, блестящая, не мнется.
Проза Бунина тоже «двухслойная».
Первый слой – яркие впечатления, второй – другие ассоциации.
Слово учителя: Вот и сюжет рассказа – это только поверхностный слой. Необходимо заглянуть глубже, внимательнее отнестись к каждому слову (СМ. ЛОСКУТОК ПАРЧИ)
III. Работа над темой урока
Слово учителя: Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» тоже плывет на корабле.
- С чего начинается рассказ? (ответ учащегося)
Американский миллионер, всю жизнь потративший на погоню за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на роскошном пароходе «Атлантида». Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Вся жизнь господина была распланирована по часам, он не мог дать себе ни минуты отдыха, пока не достиг той цели, которую поставил перед собой. Целью же всей жизни его было – достижение власти, власти денег. Преклоняющийся перед сильными мира сего, он к 58 годам достиг желанной цели. Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце, юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью.
Слово учителя: Господин разработал обширный маршрут плавания. Собирается совершить кругосветное путешествие. Он решил не отступать от правил: поехать туда, куда обычно люди его круга ездят: в Южную Европу, на обратном пути – Ближний Восток и Япония.
Подробно и детально описанный маршрут путешествия, в котором, казалось бы, нет места случайностям.
Работа с текстом.
Перечитать моменты, описывающие его плавание. Выписать из этих текстов ключевые слова, которые помогут ответить на вопрос: «Куда он плывет?» 
Предполагаемый ответ:
На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок;
В Ницце любоваться карнавалом;
В Монте-Карло участвовать в автомобильных гонках и играть в рулетку;
Во Флоренции и Риме слушать церковные мессы;
А потом посетит Афины, Палестину и Египет.
В итоге учащиеся должны прийти к выводу: = наслаждаться плотской жизнью
Слово учителя: Корабль, на котором плывет наш «господин», называется «Атлантида».
В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. В названии корабля ясно виден намек на участь древней Атлантиды.
Поисковая деятельность. Работа с Интернет-ресурсами.
Один из учащихся находит информацию об Атлантиде, зачитывает. Учащиеся, слушая текст, записывайте свои ассоциации в левую колонку таблицы.
Работа с текстом. Поисковая деятельность по тексту.
А теперь перечитаем фрагменты бунинского текста, рассказывающие о корабле под названием «Атлантида». Выписывайте ключевые слова – характеристики во вторую колонку таблицы.
Сравнить записи в этих двух колонках. Ответить на вопрос: «Почему Бунин назвал корабль «Атлантида»?»
• Огромный остров • Громадный отель
• Могучий, культурный народ • Богатые люди
• Изобилие • Неисчерпаемое изобилие, роскошь
• Наслаждение «избытком» неправедного богатства • Наслаждение: свет, тепло
• Страна деградировала, сгинула. Символ погибшей цивилизации ?
Обобщение собранного материала. Предполагаемый ответ учащихся = Путь в никуда, катастрофа, предел, тупик.
Корабль рисуется как некая модель современного мира. Бунин размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Для него «господин» и ему подобные люди не имеют права на счастье, он осуждает бездуховность их существования. Мир таких людей и есть проявление зла для Бунина.
Бунин ищет ответ на вопрос: В чем же счастье человека и его предназначение на земле? Путешествуя на таком корабле с таким легендарным названием, герой не имеет имени. - -- Поразмышляйте над вопросом: Почему автор не дает имени главному герою рассказа?
Обсуждение в группе (КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА ГРУППЫ)
Обобщение собранного материала. Предполагаемые ответы учащихся:
Главного героя он описывает со скрытой иронией. Имени ему не дает только потому, что ничем этот господин среди других таких же не выделяется, его имени никто не запомнил. Для него он «некто».
Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, он сам себя считает господином и упивается своим положением. Он может позволить себе единственно ради развлечения поехать в Старый Свет на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантированными его статусом. Верит в заботливость всех тех, что кормят и поят его, с утра до вечера служат ему. Господин принадлежит к тем, кто приобрел миллионы ценой нищеты и гибели многих тысяч людей.
Не достоин, чтобы ему было дано имя. Жизнь господина пуста в ней нет высокой цели. Самодовольный сноб, стремящийся только к богатству, решает, что пора пожить в свое удовольствие. Но оказалось, что купить счастье, благополучие, выторговать лишние дни у смерти невозможно.
Слово учителя: Бунин использует прием антитезы для изображения разделения общества. Жизнь на трюме и верхней палубе резко отличается. На трюме грязно, а на палубе – роскошная жизнь. За своей лживой веселостью они не видят истинного смысла жизни. Мир таких господ и есть проявление зла для Бунина.
Такой точный хронометраж всего происходящего позволяет автору создать образ автоматически заведенного порядка, механизма жизни, крутящегося вхолостую.
С самого начала путешествия погода отказалась служить этим людям, собравшимся с одной целью – наслаждаться плотской жизнью. В день отъезда, – очень памятный день для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца.
В поисках потерянного солнца «господин» меняет свои планы и едет на Капри.
-Зачитайте отрывок, где говорится об этом.
... «декабрь выдался не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не помнят. Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее...»
За бортом «...океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях,... в смертной тоске стенала оглушаемая туманом сирена».
Слово учителя: Между двумя мирами путешествовали «избранные»: миром естественной и потому не принимающей их природы, и миром искусственной природы, созданным гордыней человека. Солнце не могло пробиться в мир пошлости и бездуховности, ибо оно светит только тем, кто живет в соитии с природой, для кого простое человеческое чувство, исходящее из глубин души, дороже, чем звон металла.
Смерть, о которой господин не задумывался, пришла неожиданно и все расставила на свои места. Наречием «вдруг» рисуется кульминационная сцена, рисующая внезапную смерть. Тот, перед кем еще минут пять назад раскланивались и кому беспрекословно подчинялись, вдруг превратился в мертвого старика. И мир, основанный на могуществе денег, рассыпался в одночасье. Смерть героя описана подробно.
- Почему?
Жаждал господин из Сан-Франциско счастья и радости, но, потеряв душу свою в погоне за золотым тельцом, за призрачным счастьем был наделен автором безобразной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать картину жалкой, неприглядной смерти некогда могущественного человека, которого никакое богатство не может спасти.
-Что произошло после смерти господина? Чтение отрывка.
После смерти господина произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, на острове снова водворились мир и покой, на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо.
Вывод: Если прежде господин занимал самый лучший номер, то теперь ему отвели самый маленький, сырой, холодный номер, где он лежал на дешевой кровати, покрытый грубыми одеялами. Для покойника не находят даже гроба, и его тело помещают в ящик из-под содовой.
- Какие слова-ассоциации вы можете назвать, которые точно характеризуют жизнь героя?
Предполагаемые ответы учащихся:
Бессмысленная
Пустая
Нет цели
Бессодержательная
Бесцельная
Безыдейная
Бездушная
Искусственная
Пошлая
Безликая
IV. Рефлексия.
Вернитесь к своему рисунку, метафорически запечатлевающему вашу жизнь. Внести изменения, дополнения с учетом той работы, которую мы только что проделали.
Обсуждение в группе того, что захотелось изменить в рисунке.
- С какими вопросами уходите? Какие чувства, переживания посетили вас? Что осталось для вас тайной? А что прояснилось?
Предполагаемые ответы учащихся:
Вопросы вечной красоты, смысла жизни, предназначение человека.
V. Домашнее задание: 1) Написать сочинение-миниатюру.
Тема для сочинения: «Почему автор не дает имени главному герою?»
*2) Прочитайте ещё раз эпиграф, расставьте знаки препинания так, чтобы получилось: а)подтверждение, согласие; б)горячее одобрение; в)недоумение, возражение (Не всё равно, про кого говорить. Заслуживает ли того каждый из живущих на Земле?»