Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс (ФК ГОС 2004)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №30"
г. Каменск-Уральский


Утверждена
приказом директора
Средней школы №30
от 30 августа 2016 г. №78/3





Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 10-11 классов
Базовый уровень




Составил: учитель
Иванчикова Татьяна Федоровна
первая квалификационная категория




2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана Рабочая программа:
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
-Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
- Постановление от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САПИН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Постановление Правительства Свердловской области «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» от 22.12.2005 № 1107-ПП
- Устав Средней школы № 30 утвержденный Приказом Органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» № 173 от 29.06.2016;
- Образовательная программа основного общего образования и среднего общего образования (ФК ГОС 2004 г.) Средней школы №30;
- Приказ Министерства образования и науки РФ N 576 от "08" июня 2015 г «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ N 253 от "31" марта 2014 г.».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (в редакции приказов Министерства образования и науки от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598).
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области РФ №02-01-82/10023 от «19» ноября 2015 г. «О направлении дополнительной образовательной программы по противодействию идеологии терроризма»
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от «01» ноября 2016 г. №02-01-81/9725 «О популяризации услуг в электронной форме»

Цели и задачи обучения
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
Изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Развитие основы системного видения мира, расширение возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
Формирование методологии использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
Возможность профилизировать обучение в гуманитарной сфере.

Общая характеристика учебного предмета
 Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторогоматериального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватностьмоделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей,которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану и календарному графику Средней школы №30 на 2016-2017 учебный год на изучение предмета «Информатика и ИКТ» отводится в 10 классе 1 час в неделю, 11 классе – 1 час в неделю.

Содержание учебного предмета


Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Практические работы (7 часов):
Решение задач на определение количества информации
Информационные процессы
Кодирование информации
Представление информации в компьютере
Запись чисел в разных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую
Поиск информации
Защита информации

Информационные модели и системы
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Практические работы (5 часов):
Формализация задач из различных предметных областей
Представление информации в табличной форме
Исследование учебных моделей
Исследование физических и математических моделей
Исследование геоинформационных моделей. Использование государственных и муниципальных электронных услуг

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
Практические работы (1 час):
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи


Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Практические работы (8 часов):
Создание структуры табличной базы данных
Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД
Создание, введение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц
Использование средств деловой графики для наглядного представления данных
Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображении
Создание мультимедийной презентации

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Практические работы (2 часа):
Путешествие по Всемирной паутине
Формирование запросов на поиск информации в сети



Основы социальной информатики
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
Кибертерроризм как продукт глобализации (Глобальное развитие информационных технологий. Двойственность роли информационно-коммуникационных технологий. Злоупотребление высокими технологиями как фактор возникновения кибертерроризма. Сущность понятий кибертерроризма. Общая характеристика и отличительные черты от терроризма вообще. Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по обеспечению информационной безопасности гражданского населения).
Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения экспертиз информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма (включая и материалы из Интернета). Сущность и особенности методики комплексных психолого-лингвистических экспертиз и методики комиссионных и комплексных лингвистических экспертиз. Сущность комплексных неправовых экспертиз).

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
 

Критерий оценки практического задания
  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Условные обозначения в календарно – тематическом планировании.
Практическая часть программы (ПП):
Д – диктант, КР – контрольная работа, ПР – практическая работа, Т - тест
Реализация ГОС (НРК).
а) Содержательные линии образования:
ХК – художественная культура;
С-Э и ПК– социально-экономическая и правовая культура;
КЗ и ОЖ – культура здоровья и охрана жизнедеятельности;
ЭК – экологическая культура;
ИК – информационная культура.
б) Составляющие образованности:
П-И – предметно- информационная;
Д-К – деятельностно – коммуникативная;
Ц-О – ценностно – ориентационная.
Тематическое планирование 10 класс
Информация и информационные процессы – 9 часов
Информационные модели системы – 10 часов
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов - 5 часов
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов – 4 часа
Повторение – 5 часов

№ урока
Название раздела, темы урока
ПП
Реализация
ГОС (НРК)
Сроки

Информация и информационные процессы (9 часов)


1
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы

ИК. 43. Информационная безопасность
П-И
1

2
Практическая работа №1 «Решение задач на определение количества информации»
ПР1

1

3
Классификация информационных процессов. Практическая работа №2 «Информационные процессы»
ПР2

КЗ и ОЖ 46. Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И.
1

4
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Практическая работа №3 «Кодирование информации»
ПР3

1

5
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.


1

6
Двоичное представление информации.
Т
КЗ и ОЖ 46.Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И.
1

7
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком
Т
Система как информационный процесс
1

8
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.


1

9
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
КР

1

Информационные модели и системы (10 часов)


10
Информационные (нематериальные) модели. Практическая работа №4 «Формализация задач из различных предметных областей»
ПР4
ИК.47 Информация и информационные технологии, культивирующие безнравственное, противоправное поведение, насилие и жестокость. Ц-О
1

11
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Практическая работа №5 «Представление информации в табличной форме»
ПР5

1

12
Назначение и виды информационных моделей. Практическая работа №6 «Исследование учебных моделей»
ПР6

1

13
Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.


1

14
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Т

1

15
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования. Практическая работа №7 «Исследование физических и математических моделей»
ПР7
ИК.50.Основы культуры алгоритмизации, моделирования, программирования, сетевого обеспечения. П-И.
1

16
Информационные (нематериальные) модели. Практическая работа №8 «Исследование биологических моделей»
ПР8

1

17
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Т

1

18
Практическая работа №9 «Исследование геоинформационных моделей. Использование государственных и муниципальных электронных услуг»
ПР9

1

19
Контрольная работа №2 «Информационные модели и системы»
КР

1

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5часа)


20
Базы данных.


1

21
Системы управления базами данных.
Т
ИК.56.Способы проверки достоверности получаемой информации. П-И.
1

22
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Практическая работа №10 «Создание структуры табличной базы данных»
ПР10

1

23
Практическая работа №11 «Формирование запросов на поиск данных в среде СУБД»
ПР11

1

24
Практическая работа №12 «Создание, введение и использование баз данных при решении учебных и практических задач»
ПР12

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (6 часов)


25
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.


1

26
Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Т
ИК.55.Понятие официального и неофициального источника. П-И
1

27
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Практическая работа №13 «Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи»
ПР13

1

28
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

т
1

29
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
Т

1

30
Контрольная работа №2 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»
КР

1

31-32
Повторение


1

33
Итоговая контрольная работа
КР

1

34
Повторение


2


Практическая часть программы за год
№ четверти
Кол-во часов в неделе
Кол-во часов за четверть
Практическая часть программы




КР
Т
ПР

I
1
8

2
3

II
1
7
1
1
4

III
1
10
1
2
5

IV
1
9
2
3
1

за год

34
4
8
13

КР – контрольная работа, Т – тест, ПР – практическая работа


Контроль уровня обученности
№п\п
Вид
Форма
Сроки

1.
Тематический
Практическая работа
Тест
ноябрь

2.
Четвертной
Практическая работа
октябрь
март

3.
Полугодовой
Контрольная работа
декабрь
май

4.
Текущий
Практическая работа
От 1 до 6 раз в четверть



Устный опрос
3-5 учеников на каждом уроке


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

Информация и информационные процессы – 10 часов
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов - 14 часов
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей - 5 часов
Основы социальной информатики – 2 часа
Повторение – 3 часа

№ урока
Название раздела, темы урока
ПП
Реализация
ГОС (НРК)
Сроки

Информация и информационные процессы (10 часов)


1
Правила техники безопасности в компьютерном классе.
Поиск и систематизация информации.

ИК. 43.Информационная безопасность.П-И.
1

2
Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Т
КЗ и ОЖ 46. Основы безопасного выбора сферы профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. П-И.
1

3
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.


1

4
Преобразование информации на основе формальных правил. Практическая работа №1 «Представление информации в компьютере»
ПР1

1

5
Практическая работа № 2 «Запись чисел в разных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую»
ПР2

1

6
Решение задач на переводы чисел из одной системы счисления в другую
Т

1

7
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Практическая работа №3 «Поиск информации»
ПР3
ХК. Роль личности в сохранении и развитии художественной культуры Среднего Урала и
1

8
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.


1

9
Организация личной информационной среды. Защита информации. Практическая работа №4 «Защита информации»
ПР4

1

10
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
КР

1

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
(14 часов)


11
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.
Т
ИК.46.Информация и информационные технологии, меняющие поведение человека: PR – кампании, реклама, нейро-лингвистическое программирование. Д-К
1

12
Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Практическая работа №5 «Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида» (начало)
ПР5
ИК.50.Основы культуры алгоритмизации, моделирования, программирования, сетевого обеспечения. П-И.
1

13
Практическая работа №5 «Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида»


1

14
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Т
ИК.56.Способы проверки достоверности получаемой информации.П-И.
1

15
Средства и технологии работы с таблицами. Практическая работа №6 «Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц»
ПР6

1

16
Назначение и принципы работы электронных таблиц.

ИК.48.Основы защиты человека от информации и информационных технологий.Ц-О.
1

17
Основные способы представления математических зависимостей между данными.
Т

1

18
Практическая работа №7 «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных»
ПР7

1

19
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)


1

20
Графические информационные объекты


1

21
Средства и технологии работы с графикой. Практическая работа №8 «Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображении»
ПР8

1

22
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Т

1

23
Практическая работа №9 «Создание мультимедийной презентации»
ПР9

1

24
Контрольная работа № 2 «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»
КР

1

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)


25
Локальные и глобальные компьютерные сети.


1

26
Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Т

1

27
Поисковые информационные системы. Практическая работа №10 «Путешествие по Всемирной паутине»
ПР10

1

28
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Практическая работа №11 «Формирование запросов на поиск информации в сети»
ПР11

1

29
Контрольная работа №3 «Компьютерные сети»
КР

1

Основы социальной информатики (2 часа)


30
Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Кибертерроризм как продукт глобализации
Т
ИК.51.Эффективные способы отбора информации из различных источников в соответствии с потребностями и интересами обучающегося.П-И.
1

31
Информационная безопасность. Проблемы экспертизы информационных материалов, содержащих признаки идеологии терроризма


1

32
Повторение


1

33
Итоговая контрольная работа
КР

1

34
Повторение


2


Практическая часть программы за год
№ четверти
Кол-во часов в неделе
Кол-во часов за четверть
Практическая часть программы




КР
Т
ПР

I
1
8
0
2
3

II
1
7
1
2
3

III
1
10
1
2
3

IV
1
8
2
2
2

за год

34
4
8
11

КР – контрольная работа, Т – тест, ПР – практическая работа, ЛР – практическая работа (тренировочного характера).

Контроль уровня обученности
№п\п
Вид
Форма
Сроки

1.
Тематический
Практическая работа
Тест
ноябрь

2.
Четвертной
Практическая работа
октябрь
март

3.
Полугодовой
Контрольная работа
декабрь
май

4.
Текущий
Практическая работа
От 1 до 6 раз в четверть



Устный опрос
3-5 учеников на каждом уроке

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Литература
Н.Д.Угринович. Программа по информатике и ИКТ. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика и ИКТ . Учебник. 10 класс. /Под редакцией Н.Д.Угриновича. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Методическое пособие для учите6ля «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Н.Д.Угринович.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике.
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный портал для подготовки к экзаменам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба.

Оборудование и приборы
Аппаратные средства:
Компьютер
Проектор
Принтер
Интерактивная доска
Звуковые колонки
Сканер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:
Операционная система Windows 7, включающая файловый менеджер, мультимедиа-проигрыватель, браузер, почтовый клиент, текстовый редактор блокнот,
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторные графические редакторы, программу для создания презентаций, программу для создания базы данных.
Система оптического распознавания документов.
Cреда программирования Паскаль ABC.


Заголовок 1 Заголовок 215