ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

О.А. Цишкевич
БОУ ДОД города Омска
«Городской детский (юношеский) центр»
Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте",- говорится в статье 18 Закона РФ «Об образовании». Отсюда у педагога возникает ряд вопросов: как заинтересовать родителей в совместной деятельности, как эффективно объединить усилия в процессе физкультурно-оздоровительной работы?
Проблемами взаимодействия с семьей занимались В.А. Сухомлинский, Т.А. Куликова, Л.В. Байбородова, Е.П. Арнаутова, О.А. Шаграева, А.М. Сергеева и многие другие выдающиеся деятели в области педагогики [2;3;4;5;6;]. «Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, необходимы их преемственность и взаимопроникновение», - писал талантливый педагог-исследователь В.А Сухомлинский.
Проблема, поднятая выдающимися педагогами актуальна до сегодняшнего дня. Чтобы повысить качество образования, педагогами БОУ ДОД города Омска «Городской детский (юношеский) центр» разработаны дополнительные общеобразовательные программы. Реализация программ осуществляется на основе педагогических технологий. Одна из ведущих – технология валеологического просвещения родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников. Эта технология направлена на обеспечение валеологической образованности и компетентности родителей воспитанников.
Целью технологии является: обогащение новыми знаниями дошкольников, уточнение представлений о составляющих ЗОЖ в процессе творческо-поисковой деятельности совместно с родителями.
Для достижения положительного результата были поставлены следующие задачи:
1. способствовать формированию у дошкольников представления о здоровом образе жизни;
2. формировать потребность в физической двигательной активности, объединяя усилия педагогов и семьи;
3. повышать у дошкольников мотивацию сохранения и укрепления своего здоровья через использование интеграции образовательных областей;
4. расширять взаимодействие педагогического коллектива и родителей в целях укрепления здоровья детей.
Технология реализуется через следующие мероприятия: совместные тематические родительские собрания, дни семьи, индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями специальной литературы, педсоветы по обмену опытом с приглашением родителей, совместные физкультурные праздники и развлечения. Физкультурные занятия детей с привлечением родителей дают возможность оценить уровень развития физических способностей своего ребенка и активно включиться в процесс формирования у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции. Педагог получает практическую возможность увидеть, как мамы и папы влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают детям решать разного рода задачи, что дает почву для корректировки дальнейшей работы педагога с детьми в едином русле с родителями.
Технология валеологического просвещения активизировала родителей, стимулировала оптимальную организацию жизни детей в семье, а все вместе взятое способствовало улучшению физического здоровья детей. Внедрение технологии дало возможность родителям адекватно воспринимать особенности своего ребенка.
Педагоги дополнительного образования нашего учреждения активно участвуют в реализации проекта «От первого старта к олимпийским играм!», победителя Городского конкурса инновационных проектов, разработанного в БОУ ДОД города Омска «Городском детском (юношеском) центре в 2013-2014 учебном году[1]. В рамках проекта проведены спортивно-массовые мероприятия:
анкетирование и опросы детей и родителей;
физкультурные развлечения и праздники «Путешествие в Олимпию» и «Олимпийские игры в детском саду»;
КВН «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» для детей и родителей;
городская спартакиада среди дошкольных образовательных учреждений города Омска по различным видам спорта (дартс, легкоатлетический и лыжный кросс, шашки, плавание и другие);
городской конкурс детского рисунка «Дети рисуют спорт»;
конкурсы медиа проектов «Спорт в моей семье!», «Физкультурное оборудование своими руками»;
встречи - беседы детей и родителей с известными спортсменами города Омска;
совместные экскурсии с родителями по спортивным сооружениям и спортивным школам;
выезд с посещением мероприятия «Эстафета олимпийского огня в Омске».
Анкетирование участников проекта показало недостаточный уровень знаний о здоровом образе жизни. Дети, отвечая на вопросы о здоровье, показали в основном средний уровень знаний – 55, 2 %. Высокий уровень знаний показали – 24,3 % опрашиваемых. По результатам анкетирования видно, что преобладающей детской самостоятельной деятельностью в выходные дни становятся просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры. Родители в основном отвечают, что в семье не соблюдается режим дня, не выполняется утренняя гимнастика. Внимание закаливающим процедурам уделяют только 50% родителей. Многие отметили, недостаточность знаний о здоровом образе жизни.
«Не каждая семья,- имеет возможности для осуществления поставленных задач воспитания. У одних родителей не хватает опыта, у других времени или знания». Нивелировать эту проблему помогает создание сайтов образовательных учреждений. На сайтах дошкольных учреждений, на базе которых работают педагоги дополнительного образования и городского детского (юношеского) центра, содержится много полезной и интересной информации. Родители высоко оценили инновационную форму размещения информации – сайт, который позволяет разнообразить работу с семьей, делает консультационную деятельность нестандартной, доступной в любое время, но ненавязчивой.
Использование разнообразных форм работы привело к определенным результатам: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч, помощниками педагога, возникла атмосфера взаимоуважения. Усилия педагогов и родителей, объединенные и направленные на формирование у ребенка потребности в движении, соблюдении режима дня, помогают стать ему физически развитым, самостоятельным и целеустремленным, а также легче адаптироваться к школе.

Список литературы:
Васильева С.А., Ененко М.Л., Плесовских О.А., Шебалина С.Л. Городской проект «От первого старта к олимпийским играм!», 2013.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 234 с.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1978. - 96 с.
Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка раннего возраста: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1995. 23 с.
Заголовок 1Bђ Заголовок 315