Урок по литературному чтению на тему В. М. Гаршин Лягушка-путешественница


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урокаВ.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
ФИО (полностью) Апарина Клавдия Викторовна
Место работы МБОУ Савоськинская СОШ №5
Должность учитель начальных классов
Предмет Литературное чтение
Класс 4
Тема и номер урока в теме Знакомимся со сказкой В.М.Гаршина « Лягушка-путешественница» , урок 1
Базовый учебник Литературное чтение 4класс, 1 часть, .Л.А.Ефросинина ;Москва,Вентана-Граф,2015год
Цели: Подвести обучающихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.
Задачи:
Личностные:
-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
-учиться определять свою позицию;
-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения
Коммуникативные:
-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
- сотрудничать в паре для решения учебной задачи.
Регулятивные:
-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-использовать установленные правила в контроле способа решения;
-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные:
-учиться находить информацию в тексте;
-проводить анализ и синтез объектов;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
Предметные:
-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Тип урока: урок изучения нового материала и повторения пройденного.
Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, г, в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, самостоятельная.
Здоровьесберегающие: организация динамических пауз, смена позы при работе за партами и у доски.
№ Этап урока Название использ. ЭОР Деятельность учителя
Деятельность обучающихся Время
1.
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10. Орг. момент
Мотивационый момент
Определение места затрудне-ния и темы урока
Актуализация знаний
работа с учебником
Работа по содержанию

Работа в парах Включение в систему знаний и повторение изученногоДополнительное задание
Итог урока
Картинки
портрет
мультфильм
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Приветствие.
Эмоц.настрой.
- Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел и девиз нашего урока «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Загадки
На болоте кто живет?
Громко квакая поет?
Спят в кувшинках –
без подушки?
Это видимо ( Лягушки)
Информация о лягушках
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - (утка)
Кто такие путешественники? Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предложения детей). Найти в учебнике автора. Гаршин Всеволод Михайлович – русский писатель. Он болел неизлечимой болезнью и прожил всего 33 года. Писал он как для взрослых, так и для детей..М. Гаршин – автор текста, с которым мы будем знакомиться. Более того – это последнее произведение , написанное этим писателем.
И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (записать на доске
- Вспомните, какие бывают сказки? (авторские, народные)
- Сказка " Лягушка - путешественница" какая? Почему? Приведите примеры сказок авторских, народных.
- Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, о животных, волшебные)
К какому виду сказок относится данная сказка? (о животных или анималистическая).
Умение зрительно воспринимать текст
Просмотр 2-х частей мультфильма
И составление характеристики лягушки.
Найти в учебнике, где мы остановились просматривать мультфильм и продолжить читать по очереди.
ФизминуткаПредставьте себя утками и пронесите лягушку.(взять палку размером 1,5 разукрасить её и приклеить посредине картинку лягушки и по 2 человека зажимая подбородком пронести её по очереди)
Какое чувство испытывает автор по отношению к лягушке, используя такие фразы:- шлёпнулась с сучка;-
выражение морды было самое сияющее;
- полетела вверх тормашками;
- бултыхнулась в грязный пруд;
- уронить лягушачье достоинство
– 1. Тестирование. 2 пары
Выберите правильный ответ на вопрос.
Почему не состоялось путешествие Лягушки?
А) лягушки не умеют летать;
Б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
В) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
2. Перед вами написана пословица, которую надо собрать и прочитать правильно. Объяснить, как эта пословица связана с нашим уроком. Накажет ,само ,хвастовство, себя (ХВАСТОСТВО САМО СЕБЯ НАКАЖЕТ).
1 пара
-Нарисуйте обложку к сказке
1 пара
Найти в словаре ирония
Составьте словесный портрет героини.
Выберите слова, которые помогут описать лягушку
Лягушка
Хвастливая, осторожная
любопытная, умная
жадная, глупая, смелая несдержанная, злая трусливая, молчаливая, обидчивая
общительная, грубая
внимательная, лживая
добрая, вежливая
Организация рефлексии
-- Какие чувства вызывает у Вас героиня?
- Кому из Вас симпатична наша лягушка-путешественница? Почему?
- Какой бы совет Вы дали нашей героине?
Чему нас научила эта сказка? (Хвастовство не приводит к добру. Надо быть скромным и сдержанным. Лягушка была умная и изобретательная,
У вас есть главная героиня на ваших столах .Если вы усвоили эту сказку хорошо вам она понравилась отправьте её на пруд жить где растут кувшинки, а если вам надо еще раз прочитать , чтобы разобраться в чем смысл сказки то пусть она пока поживет на болоте среди камыша
Д/з придумать план сказки и свое окончание
Оценки
Подарить раскраски из сказки Слушают учителя, настраиваются на активную, плодотворную работу
Через проблему определяем тему урока
Лягушка путешественница.
Фронтальная работа. Попытка найти ответ, постановка для себя учебной задачи,
Фронтальная работа
Автор слегка улыбается над её хвастовством ,
Ирония- [греческое eironeia — притворство] — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде
12с

40с