Урок литературы на тему Проблема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина Господин из Сан-Франциско


Тема урока: «Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско»
Длина урока 90 минут (45+45)
Цели урока
Образовательная: изучить особенности композиции произведения, определить роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте, выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа
Развивающая: развивать умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни; воспитывать любовь к русской классической литературе, к творчеству И.А.БунинаЗадачи урока: сформулировать проблему смысла существование главного героя; определить свое отношение к выдвинутым проблемам
Тип урока: урок получение и закрепления первичных знаний, урок-практикум, урок-беседа
Методы изучения: эвристический, репродуктивный, исследовательский
Методические приемы: постановка проблемы, совместный диалог учителя и учащихся, дискуссия, анализ произведения
Виды учебной деятельности: чтение художественного текста, формулирование выводов
Оборудование урока: проектор, текст произведения, тетрадь по литературе, доска, мел
Ход урока
Организационный момент
Основная часть
Слово учителя: Рассказ  Бунина «Господин из Сан-Франциско»  написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа -  в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Далее урок проходит в форме беседы с учениками, путем включения их в активный диалог, задача учащихся при ответах активно привлекать текст произведения.
Главный герой: Обратимся к главному герою. Что нам известно о нем и его образе жизни? Найдите описание героя. Чем примечательна внешность Господина? Как Господин относится к своей семье? Как Господин относится к работе? Процитируйте. Какое впечатление на вас производит этот человек? Как главный герой проводит время? Найдите примеры в тексте. Свободен ли он в выборе своих развлечений? Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит? 
Общество на корабле: Как вы можете охарактеризовать окружение главного героя? Зачитайте. Чем занимаются эти люди? Что для них важнее всего? (деньги, золото, материальные ценности) Подтвердите текстом. Проследите,  как живут пассажиры на разных этажах парохода. Можно ли это сравнить с человеческим обществом. Как вы думаете, почему у корабля такое название? Вспомните легенду об Атлантиде. Есть ли будущее у этих людей?
Конфликт природы и механизма. Найдите в тексте описание океана. Каким он изображен? Как вы считаете, несет ли он угрозу для корабля? А пассажиры боятся этой стихии? Почему? На кого они надеются? Найдите в тексте портретную характеристику капитана. Зачем автор наделяет его мистическими чертами? Можно ли сопоставить образ капитана с образом Дьявола? Где еще появляется дьявол? Почему нижняя палуба корабля сравнивается с адом?
Как вы считаете, можно ли назвать механизмами людей, плывущих на корабле? Аргументируйте. А Господин из Сан-Франциско? Он яркий, живой персонаж или тоже механизм?
Слово учителя: Давайте подведем небольшой итог. Запишите в тетради основные идеи. Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии. Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.
Сцена смерти. Рассмотрим сцену смерти Господина из Сан-Франциско. Что он делает перед этим? Найдите в тексте. Какие вы понимаете образ венца? (свадебный, похоронный венец). Где умирает главный герой? Найдите описание момента смерти. «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то». Как вы поняли, с кем борется главный герой? Что все-таки сильнее, природа или цивилизация? Что в итоге побеждает?
Как возвращается  наш герой в Сан-Франциско? Как  меняется отношение  общества, слуг  к семье  этого человека?  Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников  сочувствие семье умершего?
Слово учителя: Запишите краткие выводы. Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.
Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому.
Ребята, как вы считаете, почему у главного героя нет имени? Он вообще достоин имени? Вспомните, у кого из героев рассказа имя есть? Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина? Чем отличается  жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
Слово учителя: Запишите выводы. Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы — вот что является, по мнению И. А. Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги. 
Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и
тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который  последние годы своей жизни прожил на Капри.
Заключение. Подведение итогов. Выставление оценок.
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара  перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.
Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение-рассуждение (100-150 слов) на тему: «Каковы нравственные уроки рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско?»
Прочтите рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник». Обратите внимание на незнакомые имена, на памятники архитектуры, упоминаемые в рассказе, вспомните содержание «Повести о Петре и Февронии».