Самоанализ заместителя директора по воспитательной работе


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каргатская средняя школа №2 им. Горького
Самоанализ
педагогической деятельности заместителя
директора по воспитательной работе
Локтионовой Елены Викторовны
Каргат 2014
Российское образование стало рассматриваться сейчас как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возросшие запросы общества, родителей. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.
Поэтому считаю, что воспитание личности школьника является не менее важной приоритетной задачей в современном мире.
Новые условия деятельности побуждают весь педагогический коллектив на обновление содержания воспитания, поиск новых эффективных форм организации работы с учащимися.
Если воспитание сегодня выделяется как приоритетное направление, то и роль заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе является, по моему мнению, очень значимой.
Мой общий педагогический стаж работы – 13 лет. В должности заместителя директора по ВР – 5 лет. За всё время педагогической практики накоплен определённый опыт работы. Свою деятельность заместителя директора по воспитательной работе я осуществляю с учётом специфики образовательного учреждения, особенностей социума и социального заказа; моя деятельность направлена на осуществление качественной воспитательной работы в школе и создание необходимых условий. Как заместитель директора стараюсь совершенствовать свою деятельность: своевременно прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самоподготовкой. В 2011-2012 учебном году была отмечена грамотой Управления Образования Каргатского района.
Изучение документов, определяющих государственную политику в области образования (Закон РФ «Об образовании», и др.) даёт мне возможность чётко определять цели и задачи воспитания, определять приоритеты успешности воспитательной работы.
Цель: создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика — психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
Привлечение классных руководителей и классов к участию во внутришкольных и районных мероприятиях.
Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества. 
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
Реализация внеурочной деятельности ФГОС.
Наша школа имеет замечательное наследие. На протяжении всей её жизнедеятельности, школа добивалась хороших результатов, славилась спортивными достижениями, достижениями в учёбе и воспитании, компетентными педагогами.
В настоящее время школа отвечает всем современным требованиям: созданы все условия- кадровые и материальные для реализации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Учебно-воспитательный процесс сопровождается социально-психологической службой. В наличии имеются все необходимые специалисты. Третий год успешно реализуются новые стандарты в начальной школе. Сложилась система занятости детей во внеурочное время.
Воспитательная система имеет свои традиции, которые я стараюсь поддерживать и вносить что-то новое.
 Одной из приоритетных задач, которую я считаю наиболее актуальной и значимой – это сохранение здоровья ребёнка. Школа уже 3-й год успешно реализует региональный проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни». Исходя из потребности современного времени, образа современного ученика в рамках проекта реализуются следующие программы:
«Психологическое здоровье ребёнка», основная цель которой -сохранение психологического здоровья ребёнка и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Особое внимание в рамках подпрограммы уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами, детьми, находящимися на индивидуальном обучении и детьми, обучающихся по спец. программам.
«Мы за здоровое будущее». Программа разработана для учащихся начальной школы и нацелена на создание условий, способствующих укреплению здоровья учеников первой ступени обучения, улучшению динамики показателей уровня здоровья, развития системы работы по совершенствованию ЗОЖ.
«Патриотическое воспитание школьников».
Основные задачи программы- это:
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
-разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-разработка научно-методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;
Таким образом, реализация данных программ охватывает все стороны воспитательного процесса в целом.
За время реализации данного проекта в школе сложилась определённая система работы по здоровьесбережению, есть результаты реализации данного проекта (Приложение1).
В школе сформирована структура, ответственная за осуществление воспитательной деятельности и дополнительного образования; функционирует методическое объединение классных руководителей. В МО классных руководителей входит 15 педагогов. Руководство МО осуществляется следующим образом: в начальной школе функционирует МО классных руководителей (1-4 классы) и МО классных руководителей средней и старшей школы (5-11 классы).
Непосредственными воспитателями и наставниками учащихся являются классные руководители. Я координирую их работу, стараясь способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах. В работе с классными руководителями считаю эффективным использование индивидуального подхода к педагогам в зависимости от опыта и стажа работы.
Основными воспитательными формами, которые рекомендую классным руководителям, считаю:
классный час
классные собрания учащихся – как демократическую форму коллективной жизни класса
внутриклассные мероприятия (День матери, 23 февраля др.)
Необходимым условием успешной работы с классом является его активное участие во внутришкольных мероприятиях. Степень участия класса зависит от формы проведения. Традиционные мероприятия, к которым я привлекаю классные коллективы к участию, это- «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», тематические выставки, «Новогодний калейдоскоп», 23 февраля, Неделя экологии и др.
В своей деятельности наиболее приемлемой считаю технологию КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела). В настоящее время это эффективный метод воспитания и развития учащихся в классном коллективе, в школьном ученическом сообществе в целом, т.к. он основан на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В текущем учебном году данная технология получила наибольшее развитие. С начала учебного года классными коллективами были проведены следующие мероприятия: «День учителя», «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», «Новогодний бал», «Смотр патриотической песни».
Критерием эффективности воспитательной работы в школе служат показатели уровня воспитанности. С 2009-2010 учебного года
Для успешной работы школы в области воспитания является сотрудничество с другими организациями. На протяжении многих лет школа взаимодействует с Домом детского творчества - на базе школы действуют творческие объединения и кружки по интересам («Палитра», «Сказочный мир детства», «Ступени» и т.д.); с Детской юношеской спортивной школой –работают спортивные секции по волейболу и баскетболу; со Школой искусств г. Каргата. Учащиеся нашей школы не только обучаются там, но и посещают открытые мероприятия, концерты, организованные школой искусств. Не первый год школа сотрудничает с историко-краеведческим музеем г. Каргата. Сотрудники музея организовывают для наших учащихся экскурсии, часы общения, лектории к памятным датам.
Большое внимание уделяю безопасности жизнедеятельности обучающихся: в школе проводятся декады безопасности дорожного движения (сентябрь, март). Данные декады включены в общешкольный план воспитательной работы, в планы ВР классных руководителей. К проведению таких декад привлекаю социального педагога, работников полиции, оформляются агитационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов, проводятся акции, ставшие традиционными в нашей школе – «Мы за безопасность дорожного движения», «Пешеход, будь внимателен!». Ежегодно участвуем в районном конкурсе агитбригад «Зелёная волна».
Большое внимание уделяю безопасности жизнедеятельности обучающихся: в школе проводятся декады безопасности дорожного движения (сентябрь, март). Данные декады включены в общешкольный план воспитательной работы, в планы ВР классных руководителей. К проведению таких декад привлекаю социального педагога, работников полиции, оформляются агитационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов, проводятся акции, ставшие традиционными в нашей школе – «Мы за безопасность дорожного движения», «Пешеход, будь внимателен!». Ежегодно участвуем в районном конкурсе агитбригад «Зелёная волна».
Добиться положительных результатов в воспитании возможно только в тесном взаимодействии с родителями. Основными формами взаимодействия с родителями традиционно являются родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся по плану классных руководителей: в начальной школе – не менее 1 раза в четверть, в средней и старшей школе – 1 раз в триместр.
Родители привлекаются классными руководителями к различным видам деятельности: помогают проводить родительские собрания, участвуют в классных праздниках, творческих делах: «Сладкая ярмарка», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» и др.
В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют на школьном Совете профилактики).
Сформирован Совет школы, который уполномочен решать вопросы воспитания и обучения учащихся.
Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей не только с администрацией школы, но и с учителями-предметниками.
В связи с внедрением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяю организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Третий год мы работаем по новым стандартам, за данный период времени есть определённые результаты - внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, спортивных секций с различными видами деятельности, экскурсий, конкурсов, соревнований, поисковых исследований, общественно-полезной практики, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Необходимо отметить, что увеличилось количество кружков по интересам в 2013-2014 г., разработано Положение о группе продлённого дня, привлечены педагоги Дома творчества к проведению кружковой работы, третий год ведётся кружок «Разговор о правильном питании».
Считаю, что материально-техническая база для проведения воспитательной работы достаточная. В 2008-2009 году произошло значительное улучшение МТБ школы. Имеется: компьютерный класс, мультимедийные проекторы, принтеры, ксероксы, музыкальная аппаратура, музыкальный центр, сканер, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска. Укрепилась спортивная база школы, имеется в достаточном количестве спортивное оборудование, 2 спортзала, лыжная база, на территории школы есть стадион, волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, в школе установлен скоростной интернет, имеется локальная сеть, сайт школы.
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
Активно ведётся работа по здоровьесбережению:
стабильное количество учащихся, посещающих спортивные секции; увеличилось количество учеников начальной школы, посещающих спортивные секции по общей физической подготовке;
стабильное и результативное участие в спортивных соревнованиях разного уровня;
увеличилось количество внутришкольных спортивных соревнований;
проведение общешкольных Дней здоровья;
согласно плану ВР школы проводятся тематические недели безопасности;
проводится ежедневная утренняя зарядка в 1-4 классах.
Ведётся мониторинг уровня воспитанности.
Достаточно хорошо развита система работы с родителями. Основные формы работы с родителями- родительские собрания, проведение мероприятий внутриклассных и школьных с участием родителей. В каждом классе действует родительский комитет, на уровне школы – Совет школы.
На хорошем уровне ведётся работа по вовлечению учащихся в кружковую работу. В текущем учебном году увеличилась фактическая занятость учащихся по сравнению с 2012-2013 учебным годом на 17%. Открыты новые объединения: кружок «Шахматы», «Кукольный театр», «Весёлая страна детства».
Успешно реализуется внеурочная деятельность в рамках ФГОС: разработано положение о ГПД, занятость учащихся во 2 половине дня осуществляется через кружковую работу и планы ВР классных руководителей. Каждый год составляется воспитательный план работы, в котором предусмотрена реализация всех направлений внеурочной деятельности учащихся. В 2013-2014 учебном году увеличилось количество объединений по всем направлениям внеурочной деятельности.
Считаю, что успешность воспитательной работы зависит, прежде всего, от сплочённой и слаженной работы всего педагогического коллектива в целом. Воспитательный процесс- процесс долгий, требующий постоянного внимания, контроля. Во многом его успешность зависит от контингента детей, социального уровня семьи, поэтому необходимо его «прогнозировать», ставить задачи, приемлемые именно в этом детском коллективе. Задачи, над которыми предстоит работать в следующем учебном году:
Усиление роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
Совершенствование  классного и школьного самоуправления;
Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;
Приложение 1
Критерии Сентябрь 2011-2012 г. Май 2012-2013г.
Всего обучающихся275 (%) Всего обучающихся 285 (%)
Распределение по физкультурным группам

Основная
группа 163 59 169 59
Подготовительная
группа 76 28 76 28
Специальная медицинская
группа 36 13 36 13
ЛФК 45 36 Освобожденные от занятий - Распределение по уровню физического развития
(количество учащихся %)
высокий 146 53 146 53
средний 105 38 105 38
низкий 24 9 24 9
Занимающиеся в спортивных секциях (количество учащихся %)
Школьные спортивные секции 3/59 25 59 25
спортивные секции вне школы 43 18 43 18
Количество обучающихся, принявших участие в
физкультурно-оздоровительных мероприятияхПраздники здоровья 269 98 269 98
День бегуна 146 53 146 53
Лыжня зовет 14 3 14 3
Конкурсы, Олимпиады
Физкультурно-спортивной направленности
43 18 43 18
Внутришкольные соревнования 167 61 167 61
Школьные Спартакиады - - Приложение 2
Занятость учащихся
2012-2013 уч.год2010-2011 (261) 2011-2012 (256) 2012-2013 (275) 2013-2014(285)
56% 63% 56% 73%
Наименование кружка, объединения 2000-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
«Гвардейцы» + + + + +
«Кукольный театр» - - - - +
«Шахматы» - - + - +
«Аэробика» - - - + -
«Наш край» - - - + -
«Надежда» - - - - +
«Интеллектуальный» + + + + -
«Весёлая страна детства» - - - - +
«Сказочный мир» - - - - +
«Математический» - + + - -
«Занимательная психология» + + + - -
«Палитра» - - + + +
«Ступени» - - - + -
«Разговор о правильном питании» - + + + +
«Радиоэфир» - - - + +
«Бионика» - - - + +
«Этикет. Час общения» - - - + +
«В гостях у сказки» - - - + +
Спортивная секция (волейбол, баскетбол) старшая, средняя группа (юноши) + + + + +
Спортивная секция (волейбол, баскетбол) старшая, средняя группа (девушки) + + + + +
Спортивная секция (волейбол, ОФП) младшая группа + + + + +
Приложение 3
Мониторинг уровня воспитанности
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
ВУР 16% 12% 14% 12%
СУР 68% 71% 69% 72%
НУР 14% 17% 17% 16%
Приложение 4
Кол-во в ПДН % от общего числа Кол-во в ВШУ % от общего числа занято
ПДН ВШУ
2009-2010 7 2% 1 1% 4 - 57% -
2010-2011 8 3% 4 1% 5- 62% 1-12%
2011-2012 9 3% 1 1% 6-66% 1-100%
2012-2013 8 2% 5 1% 2-25% 2-40%
Приложение 5
Достижения учащихся
2010-2011 2011-2012 2012-2013
Смотр-конкурс лагерей дневного пребывания (район) - 2 3
Военно-патриотическая игра «Зарница» (район) 1 2 2
Районный конкурс «Семья в объективе» (район) - - 2
Районный конкурс «Подарок к 8 марта» (район) - - 3
Районный конкурс «Я люблю тебя, Россия» (район) 1 1,2 1
«Я-будущий учитель» (район) - 2 1
«Весенняя капель» (региональный) - участие Участие
«Стартующий подросток» (район) - - 1
КВН (район) 2 2 -
«Зелёная волна» (район) 3 - -
«Любимые игры» (область) - участие 1,3
«Здоров – значит счастлив» (область) - 1 -
«Призывник» (район) 2 - участие
«Думские гонки» (область) - 1 -
«Мне не нужен бумажный дневник» (область) - - Учатие«Зелёная планета» (район) - - Участие
«Созвездия» (район) - - 1
Межрегиональная школа КВН (региональный) 1,2,1 Областная акция «Мы за здоровый образ жизни» (область) участие - -
Районный форум молодёжи «Развитие территории. Нам здесь жить» (область) участие участие участие
Районный конкурс «А ну-ка, мальчики!» (район) - - Участие
Районный конкурс «А ну-ка, девочки!» (район) - участие 2
«Безопасное колесо» (район) 3 участие -
«Умники и умницы» (район) 2 3 3
«Салют победы» (район) 1 - -
Приложение 6
Участие в методической работе и распространение опыта
Учебный год Где заслушивалась Форма представления опыта
2012-2013 район Выступление на районной августовской конференции
район Организация и проведение районного МО учителей зам.директоров и учителей физической культуры
район Организация и проведение районного семинара «Реализация регионального проекта «Школа-центр физической культуры и ЗОЖ»
область Выступление на региональной конференции «Организация школьного мониторинга по физической подготовленности учащихся»