Рабочие программы по информатике 8-9 классы (по учебнику Н. Д. Угриновича)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. Сухиничи Калужской области


Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №___ от ___.___.2015г.
Согласовано
Зам. директора по УВР МКОУ«Средняя школа №1»
___________ Мовсесян Р. Г.
___ августа 2015 г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Средняя школа №1» _________Симоненков А.П. Приказ № ____ от __.___.2015 г.








Рабочая программа
по предмету «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Сухиничи Калужской области
количество часов 8 класс: в неделю – 1,
всего за год – 35.
количество часов 9 класс: в неделю -2 всего за год -70















Сухиничи
2015
 
Пояснительная записка
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.

1
Закон об образовании РФ.

2

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.

3
Обязательный
инимум содержания основного общего образования по информатике и ИКТ.

4
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2011.


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.
В нашей школе выбран вариант Федерального БУПа, по которому курс информатики  изучается в течение двух лет: в 8 класс 1 час в неделю (35 часов в год), в 9 классе 2 часа в неделю (70 часов в год).
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  
В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.
  
Программой предусмотрено проведение:
 
8 класс
9 класс

практические работы
15
34

проверочные работы
1
2

контрольные и тестовые работы
3
4

творческие работы
1
3


 Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы. 
Содержание курса информатики и ИКТ в 8 классе
1. Информация и информационные процессы – 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
 
3. Коммуникационные технологии – 14 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
 
Итоговое повторение 2 ч
 
Формы и средства контроля
Тематический контроль

Тематика
Вид
Форма

8 класс

1
Информация и информационные процессы
Контрольная работа, вводный контроль
 

2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
контрольная работа
 

3
Коммуникационные технологии
контрольная работа
 

4
Итоговое повторение
контрольная работа
 

 Творческая работа учащихся
 Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Задание:
Самостоятельно придумать тематику сайта.
Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу
 Практические работы
 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в базе данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
 Перечень учебно-методических средств обучения
 1.     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.

·Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
         Простой редактор Wеb-страниц.


Содержание курса информатики и ИКТ в 9 классе
Тема 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 9 часов
1.1. Кодирование графической информации
1.1.1. Пространственная дискретизация
1.1.2. Растровые изображения на экране монитора
1.1.3. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
1.2. Растровая и векторная графика
1.2.1. Растровая графика
1.2.2. Векторная графика
1.3. Интерфейс и основные возможности графических редакторов
1.3.1. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах
1.3.2. Инструменты рисования растровых графических редакторов
1.3.3. Работа с объектами в векторных графических редакторах
1.3.4. Редактирование изображений и рисунков
1.4. Растровая и векторная анимация
1.5. Кодирование и обработка звуковой информации
1.6. Цифровое фото и  видео
Контроль знаний и умений: тестирование.
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 7 часов
2.1. Кодирование текстовой информации
2.2. Создание документов в текстовых редакторах
2.3. Ввод и редактирование документа
2.4. Сохранение и печать документов
2.5. Форматирование документа
2.5.1. Форматирование символов
2.5.2. Форматирование абзацев
2.5.3. Нумерованные и маркированные списки
2.6. Таблицы
2.7. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
2.8. Системы оптического распознавания документов
Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.
Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации – 14 часов.
3.1. Кодирование числовой информации
3.1.1.  Представление числовой информации с помощью систем счисления
3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления
3.1.3. *Двоичное кодирование чисел в компьютере
3.2. Электронные таблицы
3.2.1. Основные параметры электронных таблиц
3.2.2. Основные типы и форматы данных
3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
3.2.4. Встроенные функции
3.3. Построение диаграмм и графиков
3.4. Базы данных в электронных таблицах
3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы
3.4.2.      Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.
Тема 4. Основы логики – 5 часов
Тема 5. Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования– 15 часов.
5.1. Алгоритм и его формальное исполнение
5.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители
5.1.2. Выполнение алгоритмов человеком
5.1.2. Выполнение алгоритмов компьютером
5.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке
5.2.1. Линейный алгоритм
5.2.2. Алгоритмическая структура «ветвление»
5.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»
5.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»
5.3. Переменные: тип, имя, значение
5.4. Арифметические, строковые и логические выражения
5.5. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
5.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования
Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.
Тема 6. Моделирование и формализация– 11 часов
6.1. *Окружающий мир как иерархическая система
6.2. Моделирование, формализация, визуализация
6.2.1. Моделирование как метод познания
6.2.2. Материальные и информационные модели
6.2.3. Формализация и визуализация моделей
6.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
6.4. Построение и исследование физических моделей
6.5. Приближенное решение уравнений
6.6. Экспертные системы распознавания химических веществ
6.7. Информационные модели управления объектами
Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.
Тема 7. Информатизация общества– 9 часов
7.1. Информационное общество
7.2. Информационная культура
7.3. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
7.4. Систематизация и повторение изученного. Подготовка к ОГЭ.
Контроль знаний и умений: тестирование.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Авторы
Название
Год издания
Издательство

3
Н. Угринович
Информатика
(базовый курс 9)
2011
Бином

4
Н. Угринович
Методическое пособие для учителя (7-11 класс)
2011
Бином


ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
способы представления информации (условно «линия представления информации»),
методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
понять функции языка как способа представления информации;
познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
получить представление о типах величин;
познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.
.
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
получить представление о моделировании как методе научного познания;
понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.
.
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
пользоваться простым графическим редактором;
обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
набирать на компьютере и корректировать простой текст;
строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Заголовок 1 Заголовок 315