Статья на тему Танцевальное искусство мордвы


Басаргина Анна Александровна
МБОУ СШ №17 г. Ульяновск
Педагог дополнительного образования.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДВЫ.
На начальном этапе формирования любой народности большую роль играют условия происхождения , географические связи с другими народами. В эпоху Булгаркого царства, татаро-монгольского нашествия и в период Казанского ханства значительно усилилось взаимодействие различных этнических групп на этой территории, которые привносили свои национальные традиции в культуру соседних народов.
В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно- бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. У мордовского народа есть много праздников сходных с праздниками русского народа. Например: мордовский ,,Келу молян’’ похож на русский Семик; Коляда схожа с русской Колядой; много общих свадебных обрядов- обычай встречать молодых в вывороченной шубе с Короваем.
В основе хореографии народа лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу, как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. С трудовым процессом связан мордовский танец Умарина.
Элементы многих женских танцев пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитьё, вышивание, тканье. Женские руки несут в танцах одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую
характеристику. Например: ,,наматывание ниток”- руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения ,, от себя”.
,,прядение’’- левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз.
,,полоскание’’- руки опущены вниз, слегка выведены вперёд, одновременно приводятся слева на право и на оборот.
Так же многие женские танцы изображают приготовление пищи. Большое распространение имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались ,,капустниками”. Девушки заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали.
Как отражение трудового процесса возник танец, где одна фигура называлась ,,кочан”. Девушки образовывали тесную группу и топтались на месте, парни оставались в стороне и приплясывали. На словах: ,,хватайся за листья” парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли ,,кочерыжка”.
В танцевальной культуре мордвы следует выделить еще одну линию изображение повадок и целых сцен из жизни животных и птиц.
Пляска ,,Медведь” представляет собой подражание зверю- неуклюжее топтание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. ,,Медведь” находиться в кругу пляшущих, время от времени порываясь
схватить одну из девушек. Музыка танца воссоздает образ неуклюжего зверя простотой и не навязчивостью ритмического рисунка.
Из танцев наибольшее распространение в Мордовии получил левженский танец, в основе которого лежат молодежные игры и пляски села Левжа Рузаевского района Мордовской АССР. В мужском и женском танцах много общих движений. Женский танец очень подвижен, динамичен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с притопом. Переводы рук из позиции в позицию не столь часты, как , например в башкирском танце. Танец легкий, свободный, но не такой стремительный, как татарский. Распространены парные танцы. Реже танцы исполняются в виде перепляса. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, легкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и в право. Вибрация корпусом в мордовском танце отсутствует, прыжки и присядочные движения используются редко. В целом мордовский танец оптимистичен, исполняется легко и радостно.