Проект по патриотическому воспитанию « Школьный музей — как средство патриотического воспитания».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №9.






Проект
по патриотическому воспитанию
« Школьный музей - как средство патриотического воспитания».




Автор:
Трушникова Алёна Александровна
-ЗВР МБОУ ООШ №9







Междуреченск,
2015 г.

Содержание
1. Актуальность проекта ...
3

2. Цели и задачи проекта ..
3

3. Партнеры проекта .
3

4. Целевая группа проекта .......................
4

5. Механизм реализации проекта
4

6. Ресурсное обеспечение .
6

7. Сроки реализации проекта.
8

8. Ожидаемые результаты ..
8

9. Оценка результатов .
9































1.Актуальность проекта
В концепции «Духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России», выделено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «мой дом». Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированной гражданской позиции у подрастающего поколения. Организация процесса патриотического воспитания предполагает использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности. К таким средствам воспитания можно отнести школьные музеи. Участие детей в сборе и обработке материалов, создание экспозиции музея – все это становится той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследования всю значимость нашей истории.
С 2005 года в школе работает музей, посвященный истории возникновения и сегодняшнему дню поселка. Долгосрочный проект, реализуемый на базе музея, так и называется «Моя малая родина - поселок Широкий лог». На базе музея сформированы клубные объединения по интересам, такие как спортивный клуб «Богатырь», творческий клуб «Перышко» и поисковый клуб «Эхо». Данный вариант работы по патриотическому воспитанию позволяет создать в школе систему организации внеурочной деятельности и воспитательной работы, расширить кадровый и материально- технический ресурс для реализации программ внеурочной деятельности, организовать места демонстрации успеха для обучающихся на городском, региональном и всероссийском уровнях, привлечь учреждения культуры, спорта, допобразования, общественные организации. Коллективом школы продолжена работа по отработке модели КШП( коллективного школьного проекта). В этом году в школе стартовал КШП посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В рамках проекта в январе состоялась встреча участников школьного поискового клуба «Эхо» с поисковым отрядом «Гвардеец» города Мыски. Данной встрече был посвящен репортаж телерадиокомпании РТА.

Опыт музея по патриотическому воспитанию обобщался и имеется публикация в сборнике КРИП и ПРО. Тесное сотрудничество с общественниками поискового клуба «Пересвет» г. Волхов помогает очень плодотворно «оживить» работу по военно-патриотическому воспитанию. Но отсутствие автономного интернет оборудования для музея, не позволяет принять участие в этой работе большего количества детей. Хотя у детей появилась искренняя заинтересованность в углублении знаний по истории Кузбасса в годы войны и страны в целом. Об этом мы судим по количеству участвующих в различных конкурсах и мероприятиях.
В 2014 году коллектив школы принял решение участвовать в апробации сетевой программы «Историческое краеведение». Программа организации внеурочной деятельности в нашей школе « Школьный музей «Моя малая родина – поселок Широкий лог» позволила выделить модуль для апробации сетевой программы. Блок работы поискового клуба «Эхо» по изучению истории боевого пути 376 Кузбасской дивизии в настоящее время имеет уже богатый поисковый материал, исследовательский материал, хорошую материальную базу экспонатов, план совместной работы с поисковым профессиональным клубом города Волхов, поисковым отрядом «Гвардеец» города Мыски, городским и областным краеведческими музеями.
2. Цели и задачи проекта

Цель:

На базе школьного краеведческого музея расширить географию клубного пространства по интересам за счет интернет ресурса для развития направлений внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания.

Задачи:

- продолжить отработку программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию «Школьный музей « Моя малая родина – поселок Широкий лог» для 1-9 классов;
- обновить постоянно действующую экспозицию в музее «Кузбассовцы – защитники Ленинграда в годы войны;
- расширить сотрудничество музея с городским, областным краеведческими музеями, с поисковыми отрядами области и страны;
- установить связь с областным военным архивом для поисковой работы и работы по увековечиванию памяти воинов –сибиряков в мемориальном комплексе «Синявино» (Ленинградская область), на местах боев сибирской дивизии.
- активизировать волонтерскую работу;



3. Партнеры проекта:

Администрация Междуреченского городского округа
Городской краеведческий музей, спортивная школа единоборств, городской творческий клуб «Литератор», клуб «Ритм».
Поисковый клуб «Пересвет» г. Волхова
Частные предприниматели
Поисковый отряд «Гвардеец» г. Мыски

№ п/п
партнеры
участие

1
Администрация г. Междуреченск
Выделение денег для реализации проекта

2
Городской краеведческий музей, спортивная школа, литературные клубы «Литератор», «Ритм»

Профессиональная помощь в проведении поисковой, исследовательской, творческой работы для реализации проектов .

3
Поисковый клуб «Пересвет» г. Волхова

Предоставление материала раскопок, организация сотрудничества по ведению поисковой деятельности

3.
Барышева Ирина Владимировна, частный предприниматель
Выделение материальной помощи для проведения поисковой и реставрационной работы в музее.

4.
Поисковый отряд «Гвардеец» г. Мыски
Организация сотрудничества по ведению поисковой деятельности


4.Целевая группа проекта.
В проекте будут принимать участие учащиеся школы (180 чел.) педагоги МБОУ ООШ №9 (12 человек), родители (20 чел.), заинтересованные люди (10 человек), учащиеся школ города 5-е классы.
В проект будут вовлечены учащиеся как нашей школы, состоящие на различных городских учетах- 2 чел., из малообеспеченных семей-17, многодетных семей-58, также и обучающиеся кадетского корпуса и других школ города.

5.Механизм реализации проекта.

Реализация данного проекта будет проходить по двум направлениям:


Реализация учебного модуля « Поисковый клуб «Эхо» сетевой программы внеурочной деятельности «Историческое краеведение» в рамках патриотического воспитания.
- реализация программы внеурочной деятельности в нашей школе «Школьный музей «Моя малая родина – поселок Широкий лог»

2.. Продолжение поисковой, проектной и исследовательской работы по интеграции учебной и воспитательной работы уже сформированных ученических объединений с учреждениями города, области и страны :
- школьный творческий клуб «Перышко» совместно с городским литературными клубами «Ритм», «Литератор» ;
- школьный поисковый клуб «Эхо»» совместно с городским и областным краеведческими музеями, с поисковыми клубами области и страны.
По первому пункту предстоит работа по участию в сетевой программе внеурочной деятельности «Историческое краеведение». Разработан учебный модуль « Поискового клуба «Эхо» ( по изучению боевого пути 376 Кузбасской дивизии) для 5-9 классов. Начата работа в 5-х классах в рамках реализации ФГОС ОО и продолжается работа по реализации программы внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Школьный поисковый клуб «Эхо» в рамках программы внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию « Школьный музей «Моя малая Родина- поселок Широкий лог» продолжает работать по сбору материала о 376 Кузбасской дивизии в содружестве с поисковым клубом «Пересвет» г. Волхова, поисковым отрядом «Гвардеец» г. Мыски и городским, областным краеведческим музеем . Расширяет свои границы за счет обучающихся из других школ города. Из большого количества собранного материала необходимо подготовить новый цикл лекций с демонстрацией трофеев с мест боев кузбасской дивизии, подготовить материал для открытия в музее выставки о работе самих поисковиков, среди которых есть наши земляки. Совместно с городским краеведческим музеем подготовлен план мероприятий по реализации сетевой программы «Историческое краеведение». Для активизации работы по изучению военных трофеев, присланных с мест боев кузбасской дивизии, проводить систематически встречи в режиме онлайн и мероприятия по изучению исторического материала с активистами клуба «Пересвет», «Гвардеец». Инициативная группа подготавливает материал для запроса в областной военный архив об установлении памятной стелы воинам- сибирякам в районе д. Синявино ( «Дороге жизни»)
В честь 70 - й годовщины победы в ВОВ и дальнейшей работы подготовить и провести цикл мероприятий в рамках модуля :
- конкурсы чтецов, письма, презентаций;
- встречи с ветеранами, с кадетами, с заинтересованными людьми, где представить собранный материал;
- подготовить большой цикл эксклюзивного материала для СМИ;
- активизировать волонтерскую работу по сохранению исторической памяти.
По второму пункту необходимо продолжать работу по интеграции учебной и воспитательной работы с учреждениями города, области и страны для поддержания уже сформированного клубного пространства, которое является базой для разработки всех направлений внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания.
Ресурсное обеспечение.
обеспечение
имеющееся
необходимое

Кадровое
Педагоги школы (12 чел.).
Специалист музейной работы

Материально- техническое

Отдельное помещение для школьного музея;
Витрины и стеллажи для экспонатов и выставочного материала музея
Школьные парты для организации занятий в музее.
Специально оформленные стенды.








5. Средства, выделенные Попечительским советом 6000 рублей

Стулья для проведения занятий для большего количества посещающих.
Мультимедийный комплекс( компьютер или ноутбук, проектор и экран) для автономной работы в музее, для организации онлайн – встреч, для работы с архивами, для подготовки занятий, встреч, презентаций, систематизации материала и прочее.





7.Сроки реализации проекта.

По первому направлению в сроки (январь - декабрь) будут решаться задачи:

1. Реализация модуля « Поисковый клуб «Эхо» ( для 5-х классов)

Так как модуль апробируется в течение всего года, то его реализация будет проходить параллельно учебному процессу.

2. Реализация программы внеурочной деятельности « Школьный музей «Моя малая родина- поселок Широкий лог» (для 1-9 классов)
рассчитана на весь год.


Работа по второму направлению проекта будет реализована следующим образом:

Январь-март –2015 –проект творческого клуба «Перышко» в рамках подготовки к 60- летию города, где реализуются мероприятия , посвященные юбилею города. Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, эссе, отзывов. Подготовка сборника стихов и сочинений победителей конкурса, фото и видеопрезентаций, встречи с поэтами и писателями города и поселка, встреча с творческими коллективами, заметки в СМИ, на сайты, интервью, фотовыставки и концерты для родителей, жителей поселка и гостей. Волонтеры школы окажут посильную помощь старожилам поселка по подготовке празднования юбилея города.

Апрель-май 2015 в рамках подготовки и проведения мероприятий , посвященных 70- летию Победы в ВОВ будет реализовываться проект поискового клуба «Эхо», продуктами которого будут итоги поисковой, проектной и исследовательской деятельности, совместной работы с музеем города и области, поисковым клубом «Пересвет» г. Волхова, поисковым отрядом «Гвардеец» г. Мыски и школами города в рамках реализации модуля и программы музея. В рамках работы этого проекта волонтеры школы будут оказывать различную помощь и участвовать в социальных мероприятиях.

Все продукты «интеллектуального труда» обучающихся подготавливаются, согласно требованиям для хранения в музее школы и города.

8. Ожидаемые результаты
Предполагаемые конечные результаты:
Накопленный опыт школьного музея как база для расширения географии клубного пространства по всем направлениям внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания.
№ п\п
Задача
Ожидаемые результаты

1.
Апробация модуля «Поисковый клуб «Эхо» в рамках сетевой программы «Историческое краеведение»
Методический накопленный материал, для корректировки и дальнейшей работы в рамках сетевой программы

2
Реализация программы «Школьный музей «Моя малая родина – поселок Широкий лог»

Сформированные УУД, где главный упор нацелен на формирования гражданской идентичности.

3
Расширение сотрудничества музея школы с учреждениями города;

Расширение географии клубного пространства по средствам интернет ресурса для поселковых детей для развития всех направлений внеурочной занятости.

4.
Активизация волонтерского движения
Привитие навыков и понимания необходимости безвозмездной помощи для сохранения исторической памяти.

5.
Установление связи с областным военным архивом для поисковой работы и работы по увековечиванию памяти воинов –сибиряков в мемориальном комплексе «Синявино» (Ленинградская область), на местах боев сибирской дивизии..

Участие в серьезной работе, требующей кропотливости, терпения и осознания серьезности работы по сохранению исторической памяти.


9.Оценка результатов.
Значимость проекта будет подтверждена следующими показателями:
Охват детей и подростков внеурочной деятельностью в рамках патриотического воспитания;
Отработка модуля « Поисковый клуб «Эхо» в рамках сетевой программы по интеграции урочной и внеурочной деятельности «Историческое краеведение» ;
Расширение географии клубного пространства за счет интернет ресурса по интересам при школьном краеведческом музее по всем направлениям внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания;
Участие в поисковой и проектной работе все большего количества обучающихся за счет привлечения к работе заинтересованных лиц из других школ города;
Количество привлечённых детей, состоящих на учёте в ОДН, ВШК;
Приобретенный опыт по сохранению исторической памяти;
Уважительное отношение к ветеранам войны и старожилам поселка;
Новые выставки, экспозиции и цикл подготовленных лекций для музеев школы и города;
Вовлечение родителей и заинтересованных лиц в организацию проекта;
10)Активизация волонтерского движения.
11)Наличие публикаций в СМИ, на различных сайтах по итогам проекта;
12)Предоставление мест демонстрации успеха для поселковых детей.





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15