Проект «Полезная и безопасная перемена»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» Мурманской области г. Оленегорска.
ПРОЕКТ
«Полезная и безопасная перемена»
Возраст детей: 7 – 14 лет
Срок реализации:
Март - май 2016 года

Ф.И.О. Руководителя проекта
Юлдашева Алина Игоревна
г. Оленегорск 2016
Введение
Актуальность.
Продолжительность урока – 45 минут. В графике предусмотрено две большие перемены (20 минут) после 2 и 3 урока, остальные перемены – по 10-15 минут. Таким образом, ежедневно для ученика начальной школы, работающего по расписанию пяти уроков, 75 минут школьного времени отводится на перемены.
В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе. Во избежание травмоопасных ситуаций возникает необходимость сделать перемену полезной, весёлой и безопасной для обучающихсяся школы, то есть организованной.
Цель проекта
способствовать сохранению физического и психического здоровья детей на переменах.
создание безопасной и познавательной среды на школьной перемене.
Задачи проекта
Создание условий для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене.
Снижение, исключение травматизма на переменах.
Предполагаемые результаты
Будут созданы условия для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене.
Снизится травматизм на переменах.
Уменьшится количество конфликтных ситуаций.
Усовершенствуются формы и методы внеурочной работы по развитию интеллектуальных, физических и творческих способностей школьников.
Проведение безопасных перемен
Ресурсное обеспечение: ИКТ средства, видео - и аудиотеки, спортивный инвентарь.
Участники проекта:
социальный педагог
обучающиеся начальных классов;
Руководитель проекта:
Социальный педагог: Юлдашева Алина Игоревна
Глава 1. Организационный этап
На перемене дети хотели бы бегать, играть с одноклассниками и старшеклассниками, рисовать, играть в телефон, слушать музыку.
Наблюдения за школьниками 1 и 2 классов на перемене показали, что не все дети одинаково проводят свободное время.
Но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в играх дети создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.
Игры на переменах являются обязательным элементом режима дня школы. Переключения с малоподвижной деятельности на активные движения увеличивает эффективность учебных занятий. Особенно необходимы такие переключения для первоклассников, которые испытывают органическую потребность в движениях и играх. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.
Не достаточная двигательная активность отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьника. Реализация проекта позволит не только уменьшить травматизм на переменах, но и увеличить время двигательной активности младших школьников. Какие же игры и упражнения интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов: во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, тем чаще он играет в азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры и занятия связанные с умственной деятельностью; во-вторых – особенности пола; в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы обучающихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в «догонялки»;
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью;
3 группа: дети, которым нравятся малоподвижные игры. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.
Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:
недисциплинированность;
большинство детей знают, но не выполняют правила поведения в школе;
игра - основной вид деятельности обучающихся;
игр дети знают очень мало, не всегда умеют организовывать своё свободное время, поэтому наши школьные перемены однообразны, в связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, которые нередко приводят к травматизму;
Глава 2. Практический этап
Школьная перемена по интенсивности движения напоминает городскую улицу. Во избежание столкновений движение необходимо регулировать, поэтому на этаже стоят классные руководители начальных классов, дежурные и социальный педагог который контролирует проведение перемен.
Глава 3. Проведение безопасных перемен
Проделав подготовительную работу, приступили к проведению безопасных и оздоровительных перемен. Зарядки, танцевальной гимнастики, просмотр обучающих и познавательных мультфильмов, видеороликов и подвижных игр. Младшие школьники с удовольствием участвовали в предложенных мероприятиях (смотри фото: 01,02,03,04). Зарядка, игры, познавательные мультфильмы проводятся на большой перемене через 2 минуты после столовой, оканчиваются за 1 минуты до звонка на урок. Таким образом, общее время занятий составляет 36-38 минут. В оздоровительных переменах участвуют все желающие.
При организации зарядки, подвижных игр важны доброжелательность, двигательный и эмоциональный комфорт, желание ребят участвовать. Поэтому социальный педагог в своей деятельности руководствуются следующими принципами:
Сознательности и активности: зарядку и игры надо начинать с хорошим настроением;
Самим проявлять активное участие, всеобщий смех, эмоциональность;
Тех, кто не хочет участвовать в оздоровительных переменах насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть.
При объяснении, каких либо подвижных занятий на перемене, обязательно обговорить правила поведения и проведения занятий.
Значительно возрастает заинтересованность участников и увеличивается воспитательное воздействие игры - если игра или зарядка хорошо усвоены, повышается активность ребят. Зарядку и игры можно и нужно повторять по желанию детей! Для большего привлечения учащихся, я выдаю карточки, а в конце года мною будут подведены итоги, и самые активные будут награждены призами.
Заключение
Правильно организованные подвижные занятия благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников: они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Как правило, во всех занятиях дети участвуют добровольно, по желанию. Занятия, проводимые во время перемены, отвечают следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой детям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности обучающихся; быть интересной.
В результате проделанной работы:
созданы условия для разумного, организованного, полезного отдыха школьников, что способствует снижению и исключению травматизма на переменах;
усовершенствованы формы и методы внеурочной работы по развитию интеллектуальных, физических и творческих способностей школьников;






Список используемой литературы.
В.Д.Берестов «А в школе – перемена», Владимир, 2008 г.
Л.С.Бескоровайная и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
В.И. Ковалько. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. М. «Веко», 2004г.
Материалы электронных журналов «Здоровье», «Психология», «Классное руководство» за 2012, 2013 г.А.А. Алексеев Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992г.
Интернет-ресурсы: http://www.youtube.com/