Программа внеурочной деятельности Школьное телевидение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
Принято Утверждаю:
педагогическим советом Директор
Протокол № ___ ________________О. В. Филонова
от «_____ » _____________ 2015г. Приказ № ___ от «____» __________ 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школьное телевидение»
на 2015 – 2016 учебный год


Составитель: Корнилова А.А
Учитель физической культуры

·Согласовано: Рассмотрено:
Заместитель директора МО учителей __________________
по ВР ______________ цикла _______________________
«____»______________2015 г. Протокол № ___ от «____»_____________2015 г.
Новокузнецкий городской округ, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школьное телевидение" разработана для занятий с учащимися 6 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия журналистской деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А. и на основе программы по организации внеурочной деятельности в МАОУ «ООШ №19» в 5 классе, реализующих ФГОС.
Программа кружка «Юный журналист» базируется на следующих нормативно-правовых документах:
Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»,
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной и видео продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки печатного издания и видео выпуска : от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Программа рассчитана на учащихся 6 классов.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или зрителя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в программу включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.

Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
-развивать творческие способности школьников осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов за год. «Школьное телевидение» объединяет учащихся 6-х классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I «Краткое введение в историю журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с историей возникновения и развития журналистики.
Задачи раздела:
развитие познавательных способностей учащихся;
развитие интереса к журналистике.
Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
Предполагаемый результат: у учащихся возникнет желание самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике.

Раздел II «Основы журналистики». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами журналистики, с правилами журналистики, с газетными жанрами.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
развитие культуры делового общения;
развитие культуры устной и письменной речи учащихся;
воспитание любви к журналистике.
Темы раздела: Мастерская жанров. Как писать материал и что такое «подача» материала. Информация (новость). Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации. Интервью. Заметка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. Репортаж. Фоторепортаж. Стили русского языка. Публицистический стиль. Очерк. Эссе. Фельетон. Памфлет. Культура речи.
Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью.

Раздел III «Художественно-техническое оформление издания». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с правилами и способами оформления газеты.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся;
формирование и развитие практических навыков оформления издания.
Темы раздела: Макет газеты. Шрифт, заголовок и рамка. Рисунок, карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка. Типы и виды школьных газет.
Предполагаемый результат: повышение уровня компетентности учащихся в области журналистики.

Раздел IV «Редакционно-издательская деятельность». Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с основами редакционно-издательской деятельности.
Задачи раздела:
развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
расширение кругозора учащихся;
развитие умения редактировать имеющийся материал.
Темы раздела: Редактирование – это Сам себе редактор. Сам себе читатель. Особенности журналистского труда. Маркетинговые исследования. Школьный пресс-центр.
Предполагаемый результат: в соответствии с возрастными особенностями учащиеся смогут редактировать материал, научатся выделять главное, расширять компетенцию в данной сфере деятельности.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Школьное телевидение» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант.

Форма проведения занятий
Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
-индивидуальные занятия;
-занятия по звеньям;
-семинары;
-лекции;
-выездные занятия;
-встречи с интересными людьми;
-практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ».

Личностные результаты:
приобретение первичного опыта по формированию активнои
· жизненнои
· позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Перспектива» и выпусков «Школьных новостей»;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решении
·;
понимание причин успеха/неуспеха практическои
· журналистскои
· деятельности.
Метапредметные результаты:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные деи
·ствия в соответствии с поставленнои
· задачеи
· и условием ее
· реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодеи
·ствие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащеи
·ся в текстах информациеи
· в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкции
·;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людеи
·;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первыи
· опыт проведения презентации
· своих достижении
·;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьнои
· газеты;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;
пои
·мут сущность журналистскои
· профессии как социальнои
·, информационнои
·, творческои
·, ее базовых характеристик, социальных ролеи
· журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функции
·;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событии
·.

Программа направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к видам печатного слова, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым самовыражения;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, речевую культуру, сформировать познавательные интересы;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией;
- научиться теории и методике журналистского творчества,
- быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;
- развить орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности.












КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1год обучения - 35 часов
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание

1.
Как и почему возникла журналистика.
1
Лекционное занятие

2.
Из истории детской прессы.
1
Защита проектов

3.
Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
1
Презентации

4.
Мастерская жанров.
1
Практические занятия. Работа в группах

5.
Как писать материал и что такое «подача» материала.
1
Индивидуальные творческие задания

6.
Информация (новость).
1
Исследовательская работа по материал городских периодических изданий

7.
Источники информации для журналиста и способы фиксирования информации.
1
Работа в группах

8.
Интервью.
1
Практическое занятие

9.
Заметка.
1
Практическое занятие

10.
Выпуск школьных новостей.
1
Съемка.

11.
Видеомонтаж.
1
Теоретические занятия, создание миниатюр с опорой на указанные средства.

12.
Репортаж
1
Практическое занятие

13.
Фоторепортаж, видеорепортаж.
1
Работа в группах

14.
Стили русского языка.
1
Лекция с использованием презентации

15.
Публицистический стиль.
1
Работа в группах

16.
Очерк.
1
Сочинение

17.
Эссе.
1
Сочинение

18.
Фельетон.
1
Работа в парах

19.
Памфлет.
1
Знакомство с жанром

20.
Особенности видео выпусков новостей.
1
Создание представления о школьном новостном телевидении.

21.
Культура речи.
1
Турнир "Знатоков культуры речи"

22.
Макет газеты.
1
Работа в группах - конкурс на лучший макет

23.
Шрифт, заголовок и рамка.
1
Практическая работа в компьютерном классе

24.
Рисунок, карикатура, фотография.
1
Конкурс

25.
Делаем газету. Верстка.
1
Групповая работа

26.
Типы и виды школьных газет.
1
Представление проектов

27.
Школьные новости.
1
Особенности монтажа.

28.
Редактирование – это
1
Практическая работа по определению видов ошибок и способам их исправления.

29.
Сам себе редактор.
1
Редактирование сочинений учащихся

30.
Сам себе читатель.
1
Проект "Самая интересная статья в детском периодическом издании"

31.
Особенности журналистского труда.
1
Проекты об известных журналистах

32.
Маркетинговые исследования.
1
Практические занятия

33.
Выпуск школьных новостей.
1
Съемка, монтаж.

34.
Школьный пресс-центр.
1
Создание устава работы школьного пресс-центра

35.
Повторение. Подведение итогов.
1
Рефлексия, анкетирование






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006
2. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004
3. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2006
4. Ворошилов В.В. История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 1999
5. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000
6. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001
7. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2001
8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999
9. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
10. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995
11. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
12. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999
13. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже 0-83 тысячелетий. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000
14. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.
15. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007
16. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000
17. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.. 1999
18 . Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,  1998
19. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004









13PAGE 15


13PAGE 141215




15