Урок по истории Наука, культура и тыл в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.


Наука, культура и тыл в годы
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
(Интернет-урок по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», 11 класс)
Цель: интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность ученического труда, развивать информационную культуры учащихся через активное использование единой информационно-образовательной среды.
Задачи: выявить роль науки, культуры и тыла в годы ВОВ 1941 – 1945 гг.; систематизировать знания учащихся о событиях ВОВ; продолжить знакомство с возможностями Интернета при изучении истории; содействовать воспитанию уважения к истории как науке о прошлом всего человечества.
Тип урока: нестандартный.
Используемые технологии: ИКТ, групповая технология.
Оборудование: компьютеры для всех учеников с выходом в Интернет (кабинет 230).
Ход урока
(Интернет-урок – это новая форма урока, проведение которого требует со стороны учителя тщательной подготовки. На примере данной темы разберем некоторые его особенности.
Первая заключается в том, что урок проходит в компьютерном классе, где есть устойчивый выход в Интернет и возможность для учеников объединиться в группы по 4-5 человек.
Вторая особенность – учитель на своем сайте или личной странице создает примерный план урока с заданиями, которые учащиеся должны выполнить за определенное время.)
Вступительное слово
Учитель: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., которую вел советский народ против фашистской Германии, – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Ни одна семья, ни один человек не остались в стороне от этого величайшего события прошлого. Но проходит время, многое забывается… Вырастает поколение молодых людей, которые уже не услышат рассказы бабушек и дедушек о войне. Тем важнее для вас уроки истории, где вы сможете напрямую соприкоснуться с великими событиями прошлого.
Сегодня наш урок будет посвящен тем, кто «ковал Победу» в тылу, кто приближал ее, работая на заводах, фабриках, в научных лабораториях, кто воспевал Победу в стихах и песнях.
Работа по теме урока
Откройте интернет-страницу «Дистанционный курс “информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя”» (Режим доступа: ) и ознакомьтесь с заданиями.
Задание 1.
Зайдите на сайт «Википедия» (Режим доступа: http://ru.wikipedia.org), найдите в разделе «Поиск» информацию об истории создания плаката "Родина-мать зовет!" и его авторе (художник И.Тоидзе, 1941).
ВОПРОС: Как вы можете описать свои впечатления от плаката?
Прослушайте песню «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка – А.Александрова), режим доступа: http://music.yandex.ru/#!/track/2213599/album/219622.
ВОПРОС: Какие чувства у Вас вызывает музыка и слова песни?
Учащиеся обсуждают выполненное задание.
Задание 2.
Учитель: Самоотверженно в годы войны трудились советские ученые. В июне 1941 г. Президиум Академии наук принял решение нацелить все усилия на оборону страны. Ученые оказывали оперативную помощь предприятиям в освоении новых видов продукции, внесли незаменимый вклад в поиск месторождений полезных ископаемых, создание новых образцов оружия и т.д. Вместе с тем продолжились фундаментальные исследования в области ядерной физики.
Откройте документ (режим доступа: http://myschoolsciencewiki.wikispaces.com/file/view/Science+during+the+Great+Patriotic+War.pdf), прочитайте предлагаемую статью о советских ученых и заполните в программе Word таблицу:
ФИО ученого Вклад ученого в развитие науки
   
   
ВОПРОС: Какие выводы Вы можете сделать на основании данных таблицы?
Учащиеся обсуждают выполненное задание.
Задание 3.
Учитель: Культурная жизнь страны в годы ВОВ преобразилась. В искусстве ведущими темами стали патриотизм, ненависть к гитлеровским оккупантам, массовый героизм советских людей в тылу и на фронте, на захваченных врагом территориях, справедливость защиты Отечества.
Зайдите на сайты. Ознакомьтесь с информацией о развитии культуры в годы ВОВ:
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны. Режим доступа: http://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2010/web-pages/raion/chicherina_alena_history/index.htm.
Техническая и гуманитарная литература. Режим доступа:
http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Epochs/WAR.html;
http://www.telenir.net/istorija/istorija_mirovoi_i_otechestvennoi_kultury_konspekt_lekcii/p13.php.
Разбившись на учебные группы (по 2-3 человека) подготовьте краткий рассказ о том, как тема войны и патриотизма отразилась в военные годы в искусстве (литературе, музыке, живописи, кино). Приведите примеры.
После проверки работы учебных групп ученики приступают к завершающему заданию.
Задание 4.
Учитель: С первых дней войны весь советский народ встал на защиту Отечества. Слова «Все для фронта! Все для Победы!» были не пустым звуком, а призывом к действию. Со стороны населения началась стихийная организация материальной и финансовой помощи Красной армии. Рабочие и колхозники выступали с призывом ежемесячно отчислять однодневный заработок в фонд обороны. Правительство, в свою очередь, придавало этому движению организованный характер.
Зайдите на сайт «История России» (режим доступа: http://www.histerl.ru/kurs/seredina_20_veka/sovetskie_til_v_godi_voini.htm) и
прочитайте предлагаемую статью о советском тыле в годы ВОВ.
ВОПРОС: Как Вы считаете, в чем состояла главная роль тыла в годы Великой Отечественной войны?
Далее учитель предлагает проверить свои знания самостоятельно.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «Наука, культура и тыл в годы
Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
1. Приведите в соответствие данные таблицы:
1) И.В.Курчатова) разработка новых методов автоматической сварки
2) И.П.Бардинб) создание радиолокаторов
3) А.И.Иоффев) подготовка материалов по истории Великой Отечественной войны
4) И.И.Минцг) расщепление атомного ядра
5) Е.О.Патонд) разработка высококачественных сортов стали
2. Кто является автором плаката "Родина-мать зовет!":
а) Б.Ефремовв) И.Тоидзеб) А.Дейнекаг) Кукрыниксы3. Слова какой военной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А.Суркова жене:
а) "Землянка" в) "В лесу прифронтовом"
б) "Темная ночь" г) "Лизавета"
4. 18 февраля 1942 г. на экраны страны вышел первый полнометражный кинопублицистический фильм, которому Американская академия киноискусства присудила высшую премию "Оскар". Как он назывался:
а) "С задания не вернулся" в) "Ленинград в борьбе"
б) "Разгром немецких войс под Москвой" г) "Освобождение"
5. Кто является автором музыки песни "Священная война":
а) В.Соловьев-Седой в) А.Александровб) Н.Богословскийг) С.Михалков6. Кто является автором следующих поэтических строк?
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.
а) К.Симоновв) А.Прокофьевб) М.Светловг) М.ДжалильДомашнее задание
Учитель: Следующий наш урок будет проведен в виде ученической конференции. Я прошу Вас в качестве домашнего задания подготовить сообщение и презентацию к Вашему выступлению по любому вопросу из рассмотренной темы, используя Интернет-ресурсы. Вы можете взять лишь небольшой аспект темы, то, что лично интересно для Вас, и представить его на следующем уроке. Готовя свою работу, придерживайтесь следующих критериев: глубина осмысления темы, уровень ее рассмотрения; соблюдение правил оформления и представления презентации; качество и время выступления (5-7 минут).
Помните, что оценивать Вашу работу на конференции будут Ваши одноклассники.
Рефлексия
После объяснения домашнего задания учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Прием «ладошки».
Учитель: Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня было важно и интересно…
Указательный палец – мне было трудно…
Средний палец – Я сегодня смог(ла)…
Безымянный палец – Я узнал(а)
Мизинец – Моё предложение..