Рекомендации по преодолению учащимися страха перед живыми биологическими объектами

Рекомендации по преодолению учащимися страха перед живыми объектами во время экскурсий на природу

Современные дети почти всё своё время уделяют компьютерным технологиям и совершенно отдаляются от природы. Это особенно заметно, когда идёшь с детьми на экскурсию, например в парк или лесопарковую зону. При первом же привале все моментально достают телефоны и заходят в Интернет или в компьютерные игры.
Очень часто среди такой группы будет один или несколько человек, которые панически боятся живых организмов. Это может быть не только уж, ящерица или паук, а даже самые безобидные животные: божья коровка, кузнечик, моллюск. Даже обычный прыжок кузнечика на брюки или полёт жука вблизи руки может вызвать негативную реакцию (крик, страх др.). Если же произойдет контакт живого объекта с телом, у ребёнка начинается сильная истерика (крик, слёзы, жалобы на сердце и др.) Примером такой реакции может служить попадание в обувь живого моллюска или пробежка по обуви живой ящерицы.
В данном случае необходимо успокаивать ребёнка, учитывая его психологические особенности. Но, даже успокоившись, он будет везде видеть эту «опасность».
Возникает вопрос, что необходимо сделать, чтобы подобного не происходило во время экскурсий на природу? Ответ очевиден – необходимо заранее выявить, чего или кого боится ребёнок, и научить его преодолевать свой страх. Или, во всяком случае, «притупить» страх, чтобы он не проявлялся в сильной форме.

1. Выявление страха.

Для того, чтобы выяснить, есть ли у кого-то из детей перед кем-то страх необходимо поэтапно выполнить следующие действия.
1. Предложите сначала рассмотреть фотографии животных или насекомых, которые могут встретиться в предполагаемом месте экскурсии. Обратите внимание на реакцию детей. Потом предложите взять их в руки, по сортировать (по группам, по размеру, по знакомым и не знакомым видам). Обратите на реакцию каждого. Одним – будет интересно, другие – будут демонстрировать своё отвращение, третьи вообще откажутся брать фотографии в руки.
2. Принесите натуральные мертвые объекты (раковины моллюсков, засушенные насекомые, чучела животных). Сначала покажите их издалека, расскажите о них интересную и полезную информацию, указав, опасные они или безобидные. Пустите объекты по рядам, чтобы каждый мог вблизи их рассмотреть. Или же подойдите к каждому, предложите потрогать. Проследите за реакцией. Если некоторые дети не хотят трогать натуральные объекты, то в индивидуальном порядке выясните почему (ведь это может быть просто брезгливость, или нежелание показывать свой страх перед коллективом, которое может перерасти в преследование).
3. После этого просто в индивидуальном порядке поговорите с детьми, и спросите, нет ли у них перед каким-то страха.
4. Если есть возможность принесите живые объекты.

2. Преодоление страха

1. Сначала страх необходимо предложить побороть перед мёртвым натуральным объектом (раковина моллюска, засушенное насекомое, чучело). Сначала показать издалека, потом поднести поближе, затем предложить потрогать. Сделайте первый шаг: потрогайте объект сами, рассказав, что можно трогать, а что – нет (например, у пчелы не трогать брюшко, можно уколоться жалом). Потом предложите объект потрогать смелым детям, а потом тому, кто боится. При этом не делайте резких движений и не двигайте рукой, иначе из-за страха ребёнок подумает, что объект живой, а мёртвым просто притворился.
2. Принесите живой объект (например, моллюск, бабочка, жук, ящерица). Покажите его издалека. Подойдите поближе, расскажите и покажите, как и за что его можно потрогать. Предложите смелым детям потрогать. Потом подойдите к ребёнку, которому помогаете преодолеть страх. Крепко держите объект в своих руках (чтобы не вырвался, только слегка шевелился) и убедите ребёнка, что вы не намерены его отпускать. Пусть другие дети погладят (например, ящерицу), а ребёнок увидит, что объект даже с трудом может пошевелиться. Не заставляйте ребёнка сделать первый шаг, он должен сам почувствовать, когда сможет прикоснуться к живому объекту.
Не подносите объект к ребёнку, пусть он сам подойдёт, протянет руку и прикоснётся к нему. Следите за реакцией ребёнка, и вы поймёте насколько можно отпустить объект.
Иногда придется так знакомить ребёнка с объектом несколько раз до тех пор, пока объект будет просто лежать в коробочке.
3. Создайте естественную обстановку. Выйдите во двор или на зелёный участок – выпустите живой объект (ящерица и жуки начнут бегать, бабочки летать). Наблюдайте за реакцией ребёнка. Если такое появление не будет вызывать страх или истерику – предложите к нему подойти, дотронуться к нему, взять в руки.
4. Создайте эффект неожиданности. Выйдите на участок с травой, где встречаются эти объекты (моллюски, бабочки, кузнечики).

Как правило в большинстве случаев страх преодоляется (особенно если начинать работать с младшими детьми, со старшими труднее работать).

ВАЖНО самому во всём быть примером, иначе эти рекомендации не сработают. Ребёнок быстрее научиться преодолевать страх, если сам руководитель не будет бояться брать их в руки. Особенно на это дети обращают в природе. В одном случае дети могут сами взять какого-то жуки в руки, принести вам (могут предложить взять в руки или подержать, пока достанут коробочку). В другом случае могут попросить снять «это» с себя (иногда бывает, что одежду сядет паук или жук ). Станьте примером: возьмите его в руки, расскажите о нём. Если же вы сами будите бояться, или отказывать от подобных просьб, то и дети на контакт не пойдут.

Ещё одной главной проблемой является то, что детей нужно регулярно знакомить с природными объектами, а это сейчас невозможно. В первую очередь потому, что их нет (чучела птиц, животных, влажных препаратов рыб, змей). Сейчас даже практически не возможно приобрести формалин, чтобы самостоятельно делать наглядные пособия.

Как показывает практика, то дети, которые постепенно знакомятся с натуральными объектами, больше интересуются природой и не бояться её разнообразия. Вывод сделан в ходе наблюдения за учащимися трёх классов. Из каждого класса половина детей посещала занятия кружка «Юный эколог» в течение года. В конце года, во время летних площадок учителя обратили внимание, что те дети, которые не посещали кружок , практически всего боялись. Кружковцы же наоборот ко всему проявляли интерес (брали в руки, наблюдали).
Поэтому в период расцвета компьютерных технологий просто необходимо знакомить детей с натуральными биологическими объектами, а не с искусственными муляжами. А, значит, необходимо обратить внимание на их создание (самостоятельно с помощью формалина, который проблематично или невозможно достать) или приобретение ( невозможно достать из-за их отсутствия в обычных магазинах и Интернет-магазинах. ) К сожалению, везде предлагаются только скелеты или искусственные муляжи.
Поэтому только тогда, когда исчезнет эта проблема, тогда и проблема боязни природы будет не такой актуальной и количество детей «напуганных естественным объектом» будет намного меньше.



















15