Доклад на педагогический совет школы Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки и связь предмета с другими дисциплинами

Доклад по теме:


"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки и связь предмета с другими дисциплинами"





учителя музыки филиала МКОУ СОШ с.Суадаг в с.Ногкау Алагирского района РСО-Алания

Бекоевой Людмилы Махарбековны










Содержание
Стр.
Введение. 3.
Основная часть.
1.1. Сущность и понятие духовности. 4 .
1.2. Процесс формирования духовной культуры личности. 5.
1.3. Возможности школьной авторской программы
по музыке Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой. ..6.
1.4. Возможности современных методик и технологий
и их использование на уроках музыки для
формирования духовной культуры школьников,
развития их познавательного интереса. .8.

Связь предмета с другими дисциплинами 12.

Заключение. .15.

Список литературы ..17.











Введение.

Педагогика должна быть
духовна и воспитывать
духовную общность.

Ш.А.Амонашвили,
педагог-новатор.


Стремительные перемены происходят сегодня в жизни общества. И перемены эти, при всей их разнонаправленности, с точки зрения традиционных ценностей, носят во многом характер деструктивный, дестабилизирующий. Разрушаются уклады быта, семьи, производственных отношений, подвергаются пересмотру нравственные и моральные категории. Тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики и алчности в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семей, дороговизна, неопределённость и многое другое нелёгким бременем легли на детские души.
В этих условиях наиболее остро ощущается социальная потребность в духовно - нравственном воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика обучающихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Всё это обусловило выбор проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования.
Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся.
Предмет исследования: уроки музыки в МБОУ СОШ №46 г.Хабаровска.
Гипотеза: уроки музыки способствуют формированию духовной культуры
школьников, а использование инновационных технологий
способствует повышению интереса к занятиям на этом предмете.
Цель исследования: Изучить влияние музыки на формирование духовно-
нравственной сферы учащихся в контексте медиаобразования.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
дать определение духовной личности,
проанализировать возможности программы по музыке, способствующей формированию и развитию духовной культуры обучающихся,
изучить возможности использования современных методик и технологий для развития познавательного интереса обучающихся к урокам музыки, формирования их духовной культуры;
экспериментальным путём доказать значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника.

Методы исследования:
теоретический: изучение и анализ научно-популярной литературы по теме исследования;
экспериментальный: тестирование обучающихся, мониторинг.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обработанных имеющихся по данному вопросу публикаций, а также на основе своих наблюдений, мною выявлена роль музыки в формировании духовно-нравственной сферы личности и значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника в контексте медиаобразования.

1. Основная часть.
1.1 Понятие и сущность духовности.
Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания: в трудах Эразма Роттердамского, И.В.Киреевского, П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, В.С.Соловьёва, Альбера Камю, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, Н.К. и Е.И. Рерих и многих других., но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности.
В «Толковом словаре» В. Даля читаем: «Духовный – всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Из словаря русского языка С. И. Ожегова: «Духовность – относящийся к умственной деятельности, к области духа». «Культура –культурность, степень общественного и умственного развития».


Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. Духовная культура - это обычаи, нормы, мораль, духовные ценности.











1.2. Процесс формирования духовной культуры личности.
Процесс формирования духовной культуры личности можно отразить в следующей схеме:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Содержание духовности включает три начала: интеллектуальное, нравственное, эстетическое.

Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость.
Важнейшим признаком духовной культуры личности является наличие ума, знания жизни, дальновидности, накопленного огромного жизненного опыта. Продуктом деятельности человеческого духа выступает знание. Отсюда вытекает важность роли педагогов в формировании духовности.
Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности, которая основывается на общечеловеческих ценностях. А это есть добро, справедливость, искренность, совесть, бескорыстие. Потому формирование нравственного в педагогике должно опираться на потребности ребенка в познавательной деятельности.

Третье начало эстетическое. Через приобщение обучающихся к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино – воспитывается у них чувство красоты, развивается способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.
По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовной культуры происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.
Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в пере даче человеку моральных ценностей.

1.3 Возможности школьной авторской программы по музыке Е.Д.Критской.

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.
Первым шагом для реализации поставленных задач был выбор программы. Я работаю по авторской программе Критской Е.Д., в которой ярко представлена духовная музыка. Учебник Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной – это замечательная возможность развивать духовную культуру учащихся. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.
Работая с УМК "Музыка” для учащихся 1 – 4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно – нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка "вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.
Духовно – нравственное развитие включает четыре раздела тем: "Россия – Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства, по образному выражению художника Б.М.Неменского, "от родного порога”.

В 1 классе в разделе «Музыка вокруг нас» есть темы, в которых уделяется внимание изучению старинного музыкального инструмента – органа, учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Сегодня всё чаще поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!».
"День, полный событий” - так называется раздел во 2 классе. Задача – раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно – образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
"О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел, названный поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. С самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви», размышляют о чувствах, которые навевает эта духовная музыка.
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный” имеет более широкое значение, чем "церковный”.
В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.
Тематика уроков в программе в классах среднего звена разработана таким образом, чтобы обеспечить их преемственность с материалом, известным детям по предыдущим занятиям:
Пятый класс - Истоки и источники русской духовной музыки – на уроках сравниваем духовные песнопения с хорошо знакомыми русскими народными песнями, особо подчеркивая их явное сходство с песнями славления, плачами, лирическими песнями. С помощью тщательно подобранных слайдов, музыкального сопровождения рассказываю, как пришло христианство на Русь, как влияло оно на развитие русской культуры, а вместе с тем подчеркивается тема влияния древнерусского искусства на бессмертные творения великих русских композиторов.
Шестой класс – Образы русской народной духовной музыки – все уроки по русской духовной музыке посвящены общей теме, которая выбрана не случайно. Православное богослужение в России складывалось веками, и вместе с формами церковной службы формировались жанры русской духовной музыки. На занятиях по этой теме необходимо обязательно подчёркиваю нарастание в русских духовных песнопениях песенных традиций Руси, отображения в них особого национального восприятия мира, нравственных ценностей, особенностей образа жизни русских людей, складывающихся из века в век.
Седьмой класс – Музыкальное зодчество России. Героическая тема в русской музыке - довожу до сознания учеников те нравственные ценности, которые стали основой русского национального характера, Рассматриваются образы русских национальных героев: Ивана Сусанина, князя Игоря, Александра Невского. Огромный след в сознании учащихся оставляет сравнительное слушание органной музыки И.С.Баха, духовных произведений С.Рахманинова и П.Чайковского, старинной русской духовной музыки.
Программа Критской Е.Д. позволяет мне осуществлять метапредметность. интегрировать учебный материал разных школьных предметов: литературы, ИЗО, истории. Компетентности, развиваемые с помощью метапредметности – это один из основных показателей результативности музыкального образования.

1.4. Возможности современных методик и технологий и их использование на уроках музыки для формирования духовной культуры школьников, развития их познавательного интереса.
Решению задачи формирования духовной культуры учащихся на уроках музыки служит метод проблемного обучения, который использую постоянно в своей педагогической деятельности. Главная идея проблемного обучения четко сформулирована в работах М.И.Махмутова: “Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации”. Этот метод позволяет мне организовывать на уроках дискуссии, развивать музыкальное мышление ребят, их оценочные представления.
Рассмотрим конкретный пример. Проблемное изучение музыки Моцарта в 7 классе (сонаты, пьесы малой формы). При проведении занятий, очень важно, раскрывая учебные проблемы – внутренние закономерности воссоздания музыкального образа (характер звучания, темпо-ритмический рисунок, тембр и др.), помочь ученику сразу же найти методически верный путь к осмыслению интерпретации целого направления музыкального творчества – музыка высокого классицизма, ярчайшим представителем которого был Моцарт.
Проникновение в существо моцартовского стиля невозможно без нахождения верного характера звука, тембра, воспитания звукокрасочного слышания музыки композитора. Следовательно, на уроке должна быть поставлена и решена определенная познавательно - поисковая задача, которую можно сформулировать как поиск идеала Моцарта. Цель тематического поиска – создание целостного представления о звукокрасочной палитре моцартовских сочинений.
Установка на поиск моцартовской звучности, во-первых, обусловит более пристальное обращение к разбору самого текста произведений. Учащийся откроет для себя, что характерные черты моцартовского стиля: прозрачность фактуры, ясная детализация фразировочных линий, пластика динамики предполагают при исполнительской передаче разнохарактерную звучность, которая отличается ясностью, прозрачностью и в тоже время тонко дифференцированной силой. Созданная проблемная ситуация требует на уроке сравнительного анализа и обобщений физических принципов ранее исполняемых обучающимся произведений других музыкальных стилей.
Проводимый при проблемном обучении музыкального материала принцип комплексности обуславливает непременное использование технических средств обучения, у меня на уроках это чаще всего мультимедиа.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование медиаресурсов. Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Компьютеризация учебно-воспитательного процесса открывает новые перспективы в художественном образовании. Это и расширение искусствоведческих знаний учащихся, и знакомство с новыми произведениями искусства, которые недоступны для обычного ознакомления (например, компьютерные путешествия и экскурсии в знаменитые музеи и галереи мира). Звуковые и цветовые эффекты компьютерной техники знакомят школьников с произведениями искусства (к примеру, памятниками архитектуры), которые учащиеся могут рассмотреть и изучать в различных проекциях и на любом расстоянии. Сочетание «музыки, комментария и клипа создают отличную от обычного урока атмосферу общения с произведениями искусства, приближает учащихся к той, которая происходит в жизни. Индивидуальный темп продвижения, возможность возврата к интересующему ученика произведению, поисковая деятельность, созерцание, рассматривание, в сочетании с музыкой и анимацией – все это способствует развитию более глубокого интереса к искусству» [Новые педагогические и информационные технологии, 2000, с. 105]. Такие формы работы как создание компьютерных альбомов, виртуальные экскурсии по музеям и галереям мира, компьютерный пленэр, игротеки, групповые медиапроекты и т. д. позволяют сделать обычный урок более увлекательным, интересным, познавательным. Таким образом, применение компьютерной техники открывает широкие перспективы для учебного процесса.
Новые информационные технологии представляют большой интерес для системы образования, и, в частности, для медиапедагогики, так как отвечают основным задачам медиаобразования. Например:
–– развитие способности к восприятию и аргументированной оценке информации которое осуществляется в процессе совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой). К примеру, разработка творческой идеи предполагает «создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения» и т.д. [Новые педагогические и информационные технологии, 2000, с. 205], что, как известно, является материалом для медиаобразовательной деятельности;
– интегрирование знаний и умений, получаемых на учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творчества: специфической особенностью подобных проектов является то, что они «по самой своей сути всегда межпредметны. Для решения проблемы необходима, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения» [Новые педагогические и информационные технологии, 2000, с. 204].
Применение на уроках мультимедиа даёт учителю большие возможности сделать изучение учебного материала по музыке захватывающим, интересным и наглядным. В музыкальном образовании мною компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана).
Выделяю такие направления применения мультимедиа:
прослушивание и анализ музыкальных произведений;
создание музыки;
изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображение;
создание мультимедийных презентаций к урокам;
создание учащимися исследовательских проектов и их защита;
получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа возможно на разных этапах обучения на уроках разных типов:
объяснение нового материала;
формирование и усвоение умений и навыков;
обобщающих;
повторение и закрепление знаний.
Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.
Медиаобразование – важное звено в образовании вообще. При подготовке заданий с использованием компьютера учащиеся развивают не только предметные компетентности. Самостоятельная работа над заданием учителя включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.
Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами "Щелкунчик", в которой обучающиеся в игровой форме знакомятся с биографией композитора П. И. Чайковского, историей создания балета "Щелкунчик", инструментами симфонического оркестра, музыкой из балета и из "Детского альбома". Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.
Программы-тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Например, игра "Морской бой". Ученики выбирают цену ответа и отвечают на него. За правильные ответы присуждаются баллы. Формировать вопросы и ответы к этой игре учитель может по своему усмотрению. Часто я сама создаю тесты для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по конкретной теме или разделу.
Проектная деятельность обучающихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта. В моей педагогической деятельности это один из эффективных способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы в обучении.
В моей практике выполняются следующие виды учебных проектов Исследовательский проект (Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, социальный опрос. К примеру, проект учащейся 7 класса по теме «Бах и современность»)
Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то музыкальном объекте, явлении с целью его публичного представления) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это творческие работы по изобразительному искусству и созданные учениками видеоролики и видеофильмы. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:
1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).
2. История одного шедевра (о любимом произведении).
3. Из жизни музыкальных инструментов: русские народные, клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..
4. Музыкальный калейдоскоп современности.
5. Русская народная музыка – от истоков до современности.
6. И. С. Бах и современность, и другие.
Мною сформирована уже достаточно большая медиатека проектов учащихся 6-7 классов по разным темам (см. в приложении).
Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляю информационно-коммуникационная технология, а именно сеть ИНТЕРНЕТ, которая применяется мной в музыкальном обучении для:
получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
значительного усиления индивидуализации обучения;
обеспечение информационной деятельности учителя и учеников по сбору и распространению информации;
развития музыкального познавательного интереса школьников.
Учитывая перспективы дистанционного обучения, можно ожидать, что эта форма обучения станет более распространенной в XXI ст. и для музыкального образования.
2. Связь предмета с другими дисциплинами


С какими науками связана музыка














Связь с физикой – звук.
Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твердой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые в связи с тем, как они воспринимаются органами чувств животных и человека.



В музыке звуки делят на 2 основных типа: звуковысотные и шумовые.


Связь с психологией – воздействие разной музыки на человека.
Слушая ту или иную музыку человек испытывает разные эмоции. Например: слушая классику обычно успокаиваешься, расслабляешься, а слушая тяжелый рок увеличивается раздражимость, напряженность.

Связь с биологией – разные процессы, проходящие в теле
Слушая ту или иную музыку человек по разному себя чувствует. Например: слушая классику можно лечиться, а слушая тяжелый рок может заболеть голова и т.п.

Музыкотерапия
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Самый распространенный эффукт музыкотерапии – «Эффект Моцарта».
Прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано Моцарта помогает снизить количество приступов эпилепсии у больных – это «Эффект Моцарта».


Связь с математикой – точность.
Построение интервалов и аккордов требует предельной точности. У каждого интервала, у каждого аккорда есть свое строение. Если его не знать, будешь все время ошибаться.




Связь с историей – существование музыки
Пусть в учебнике истории не написано: « И с этих пор начинает свое существование музыка», но музыка ВСЕГДА существовала и будет существовать. Люди издревле подбирали мелодии, отстукивали ритмы, сочиняли песни.


Связь с литературой – влияние на человека
Читая хорошее литературное произведение или слушая хорошую музыку можно многому научиться, многое понять, испытать те же чувства, что и автор.


Связь с изобразительным искусством – искусство.
Вспомним лексическое значение слова МУЗЫКА.
Музыка – вид искусства, главным средством выразительности которого является звук.
Музыка и изобразительное искусство – это виды искусства, по-разному выражающие одни и те же вещи. Музыка с помощью звука, а изобразительное искусство – изображений.



3. Заключение.

Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать.

Из сочинений учащихся 7 классов на тему "Мои размышления о духовной музыке”:
"Духовная музыка торжественна и величественна, эта музыка не для развлечений, а для глубоких раздумий, слушая ее, забываешь о сиюминутном и думаешь о вечном и незыблемом.”

"Церковная музыка дарит людям надежду и укрепляет веру”.

"Духовная музыка оттого и называется духовной, потому что она написана для души. Ее спокойствие и мелодичность очищают нашу душу, приводят наш внутренний мир к гармонии”.

"В Вечерней молитве” уже благодаришь за все то, что произошло за весь день, задумываешься о том, что надо изменить”.

"В духовной музыке заложены глубокие чувства. Слушая ее, рядом с тобой царствует спокойствие”.

"Это очень благородная музыка, она успокаивающая, добрая, наводящая только на хорошие мысли”.

Главное для меня – передать ребёнку стремления к добру, красоте и правде, а как сложится его жизнь – выбор за ребёнком. Вот, что по этому поводу пишет Симон Соловейчик в "Педагогике для всех":
"Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определённое явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступать дурно, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга".

Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам, задачи которого:

всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого,
ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, способствовать в дальнейшем на
участие в духовном развитии общества,
оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.

Анализ результатов моей исследовательской работы позволяет сделать вывод, что уроки музыки в общеобразовательной школе открывают широкие возможности в изучении духовной культуры как основы нравственной культуры человека и действительно способствуют формированию духовной культуры школьника. Использование инновационных технологий способствует повышению интереса к занятиям на этом предмете. И главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества.
Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого адски злого, Чтоб не могла хотя на час один В нем музыка свершить переворота. В. Шекспир






























Список литературы:

Александрова В., Есть внутренняя музыка души Музыка в школе №3 1990. 2.
Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2, 1999 – 48с.
Борис Черных. Чистая лампада: пед. Альм. Вып.2, Благовещенск, 201
Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка. – В сб.: Вопросы педагогического образования. – Иркутск, 1999, с.107-115.
Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999 – 51с.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.
Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4, Искусство в школе – 38с.
Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 – 4 классы. М., «Просвещение» 2002.
Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.
Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.














13PAGE 15


13PAGE 14115




Духовная культура


Познавательное. интеллектуальное



Нравственное



Эстетическое




Знание


Способность и потребность выйти за пределы своего эгоистического «я» и утверждать

Художественно-эстетическое наслаждение и обогащение личности


ум

сердце

дух

Музыка

Физика

История

Литература

Психология

Математика

Биология

Изобразительное искусство



15