Урок по подготовке младшего обслуживающего персонала на тему Использование бытового холодильника (9 класс)


Урок трудового обучения
по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала
Тема «Использование бытового холодильника»
9 класс для воспитанников с лёгкой степенью умственной отсталости
Урок разработала Пшеницына Елена Вадимовна,
учитель технологии
МКОУ «Специальная школа-интернат № 88»
г. Новокузнецка
Цель урока: формирование основных понятий об использовании бытового холодильника и умения ухаживать за ним с опорой на алгоритм.
Задачи урока
образовательные: формировать
- представление о правильном использовании бытового холодильника,
-умения пользоваться бытовым холодильником,
-знания о правильном хранении продуктов в холодильнике,
- практические умения уборки внутренней части холодильника.
развивающие: развивать монологическую речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание, зрительное восприятие на основе упражнений по карточкам, навыки группировки и классификации продуктов, обогащать словарный запас; совершенствовать моторные навыки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
воспитательные: воспитывать сознательное положительное ответственное отношение к труду, аккуратность при выполнении заданий, трудолюбие; способствовать формированию и развитию самостоятельности.
здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки; следить за соблюдением правил безопасности при выполнении практической работы.
Тип урока: комбинированный
Урок спланирован и реализован с учётом принципа индивидуализации обучения, личностно - ориентированной технологии, приёмов деятельностного обучения.
Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентаций, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения воспитанников); практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа)
Планируемые результаты урока.
Воспитанники должны получить представление о видах холодильников, узнать о правилах хранения продуктов в холодильнике, научиться размораживать и мыть бытовой холодильник, правильно располагать продукты в холодильном шкафу, в ходе практической работы освоить новые приёмы мытья холодильника.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: холодильник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации: «Виды бытовых холодильников», «Правила хранения продуктов в холодильнике», «Правила ухода за холодильником», карточки с последовательностью мытья холодильника, карточки с правилами хранения продуктов, индивидуальные карточки для коррекционной работы с изображением холодильника и продуктов, вывески со словарными словами (холодильник, холодильная камера, морозильная камера, терморегулятор), вывеска с темой урока «Использование бытового холодильника и уход за ним», табличка с правила по техники безопасности «Включение и выключение электроприборов в сеть», уборочный инвентарь (тазы, ветошь, универсальные салфетки), питьевая сода, моющие средства.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока Содержание Деятельность учителя Деятельность воспитанников
Организация начала урока Организация деятельности воспитанников, настрой ребят на рабочий лад. 1.Приветствие , проверка готовности к уроку, организация внимания. 2.Психологическая установка на продуктивную работу и доброжелательные отношения.
3.Мотивация на урок. Загадывание загадки.
Взаимное приветствие.
Рабочее настроение. Мотивация.
Актуализация субъективного опыта Подготовка воспитанников к восприятию материала с опорой на имеющийся опыт.
Активизация мыслительной деятельности воспитанников. Беседа по вопросам:
1.Что такое холодильник?
2. Какими бывают холодильники?
3. Для чего нужен холодильник?
4. Презентация «Виды бытовых холодильников». Переводят в актуальный вид имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, просматривают слайды презентации, высказывают предположения, делают выводы.
Освоение нового материала 1.Сообщение темы и цели урока.
2.Объяснение нового материала. 1.Обобщение ответов воспитанников, формулировка темы и цели урока.
2.Показ презентации «Правила хранения продуктов в холодильнике» 1.Записывают тему урока в тетрадь.
2. Просматривают слайды презентации, высказывают предположения, делают выводы.
Физминутка Производственная гимнастика:
физические упражнения на снятие напряжения с плечевого пояса, шейных позвонков. Совместное с воспитанниками выполнение упражнений и проговаривание рифмы. Выполняют движения и проговаривают рифму вместе с учителем
Закрепление нового материала 1.Словарная работа
2. Работа в тетради
3. Работа по индивидуальным
карточкам 1. Работа со словами на доске (холодильник, холодильная камера, морозильная камера, терморегулятор).
2. Работа по индивидуальным карточкам с правилами хранения продуктов в холодильнике.
3. Работа по индивидуальным карточкам для коррекционной работы с изображением холодильника и продуктов (коррекция высших психических процессов: внимание, память, мышление). 1.Читают вслух, записывают в тетради, проставляют ударение.
2.Записывают правила хранения продуктов в тетради.
3. Стрелками указывают, какой и куда продукт можно положить в холодильник.
Практическая работа 1.Подготовка к практической деятельности
2. Составление алгоритма мытья холодильника
3. Работа в тетради
4.Повторение техники безопасности при проведении практической работы
5. Проведение практической работы
6. Заключительная часть практической работы 1. Беседа по вопросам:
- Зачем необходимо размораживать и мыть холодильник?
- Что для этого надо сделать?
2. Презентация «Правила ухода за холодильником»
2. Организует составление алгоритма последовательности мытья холодильника.

4. Организует повторение правил по безопасности при работе с электроприборами.
5. Организует проведение практической работы, отслеживает работу воспитанников.
6. Организует завершение практической работы. 1.Отвечают на вопросы учителя, просматривают слайды презентации, высказывают предположения, делают выводы.
2. Составляют план последовательности мытья холодильника.
3. Записывают алгоритм мытья холодильника в тетради.
4. Вспоминают правила техники безопасности при работе с электроприборами.
5. Выполняют практическую работу по алгоритму.
6. Оценивают результаты работы
7. Убирают уборочный инвентарь на место.
Рефлексия Подведение итогов занятия
Беседа
1. Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшей жизни полученные знания?
3. Для чего нужно знать, как правильно хранить продукты?
4. Как правильно мыть холодильник?
5.Что ещё нужно знать при обращении с холодильником? Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения, делают выводы.
Заключи-
тельный момент Итог урока 1.Оценка работы воспитанников.
2. Объяснение домашнего задания. Записывают домашнее задание.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2. Психологическая установка на доброжелательную работу.
II. Актуализация субъективного опыта.
- Отгадайте загадку:
Загадка
Он на дом похож снаружи,
Но внутри такая стужа!
Нет, ты только посмотри:
Полюс северный внутри!
До чего ж холодный дом!
Как живут продукты в нём?
(Холодильник).
- Как вы догадались?
- Что такое холодильник? (Холодильник – это электроприбор, предназначенный для охлаждения, замораживания и хранения скоропортящихся продуктов.)
- Какими бывают холодильники? Давайте, сейчас посмотрим.
Показ презентации «Виды бытовых холодильников»
слайд «Виды холодильников»

Холодильники бывают однокамерными – ростом со стол, двухкамерными и огромными трёхкамерными, которые достают чуть не до потолка.
Холодильники бывают одно – и двухдверные и с разнообразным дизайнерским оформлением.
Холодильники бывают с морозильной камерой и холодильным отделением с двумя дверками и с одной дверкой. А также бывает морозильная камера отдельно от холодильного отделения и холодильное отделение без морозильной камеры.
Для чего нужен холодильник?
(Холодильник нужен для того, чтобы хранить скоропортящиеся продукты.)
III. Освоение нового материала.
- И сегодня мы с вами будем говорить о холодильнике, о том, как правильно хранить продукты в холодильнике, как правильно мыть холодильник, а также выполним практическую работу и помоем уже размороженный холодильник по составленному алгоритму.
На доске - тема урока «Использование бытового холодильника и уход за ним»
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Как правильно хранить продукты в холодильнике?
(Ответы воспитанников)
- Сейчас мы с вами посмотрим презентацию как правильно надо хранить продукты в холодильнике.
Показ презентации «Правила хранения продуктов в холодильнике»
Хранение продуктов в холодильнике осуществляется для сохранения свежести продуктов на более длительный срок. Но при этом важно правильно размещать все продукты в холодильнике.
Слайд «Размещение продуктов в холодильнике».

Правила хранения продуктов в холодильнике, прежде всего, требуют их грамотного размещения. Вместе с тем необходимо знать срок хранения каждого продукта и в случае истечения срока годности освобождать холодильник от некачественной продукции.
Хранение продуктов в холодильнике, вне зависимости от их вида, должно осуществляться по правилам и при этом вся продукция должна иметь хорошую герметичную упаковку. Это убережет продукты от насыщения резкими и посторонними ароматами. Самое главное правило хранения продуктов в холодильнике – не забивать холодильник и морозильные камеры под завязку. В этом случае холодильная конструкция просто перестанет нормально функционировать и обеспечивать приток холода. Тогда и продукты не будут должным образом охлаждаться и срок хранения продуктов в холодильнике значительно сокращается.
Есть в холодильнике еще одно удобное устройство под названием холодильная камера. В ней сохраняются скоропортящиеся продукты. В современном холодильнике есть даже несколько охлаждающих камер. Одна из них предполагает сохранение свежими скоропортящихся продуктов. В ней охлаждающий режим увеличен и способствует глубокой заморозке продуктов. Вторая камера имеет меньшие характеристики заморозки и предназначена для сохранения свежей зелени, фруктов и овощей. Данный тип камеры не способствует перемерзанию зелени и овощей и в то же время сохраняет их свежими и вкусными долгое время.
IV. Физминутка.
Раз - два, выше голова (крутим головой влево, потом вправо).
Три - четыре, руки шире (ставим кисти рук на плечи и делаем круговые движения вперед-назад).
Пять - шесть, тихо сесть.
V. Закрепление нового материала.
1. Словарная работа.
Словарные слова: холодильник, холодильная камера, морозильная камера, терморегулятор. (вывешиваются словарные слова на доске)
- Давайте прочитаем словарные слова вслух по слогам.
- Запишите словарные слова в тетрадь и проставьте ударение.
2. Работа в тетради.
Раздаются индивидуальные карточки с правилами хранения продуктов.
- Запишите правила хранения продуктов в тетради.
КАРТОЧКА 1.
Правила хранения продуктов
1. Загрузку продуктов в холодильник следует производить не ранее чем через час с момента подключения его к электрической сети.
2. При размещении продуктов следует учитывать, что самая холодная зона располагается непосредственно над сосудами для овощей и фруктов, самая теплая – на верхней полке.
3. Упаковывайте продукты перед помещением их в холодильник.
Ставить на хранение в холодильник только остуженные на воздухе продукты, особенно кастрюли и сковороды.
Раскладывая продукты необходимо следить, чтобы упаковки не лежали вплотную друг к другу, так как это нарушает циркуляцию воздуха в камере.
Вспоминайте о ручке терморегулятора каждый раз, когда температура в помещении ощутимо изменится в ту или иную сторону.
Работа по индивидуальной карточке.
Раздаются индивидуальные карточки для коррекционной работы с изображением холодильника и продуктов.

Задание:
- Стрелками укажите, какой и куда продукт вы положите в холодильник.
Практическая работа воспитанников в карточках
- А, теперь давайте проверим, как вы разложили продукты в холодильнике.
- Куда надо было положить овощи и фрукты?
- Где должны находиться мясо, рыба, курица?
- На какой полке расположили творог, сметану, молоко, сыр, йогурт,
сливочное масло?
- Куда положили яйца?
- На какую полочку положили колбасу, масло растительное, банку
со сгущенным молоком?
VI. Практическая работа
1. Подготовка к практической деятельности
- Ребята, все вы знаете, что холодильники периодически время от времени необходимо размораживать и мыть.
- Что для этого надо сделать?
- Отключить холодильник от электросети, убрать из холодильника все продукты, а когда разморозится и оттает холодильник, надо его помыть и хорошо протереть, и только тогда в чистый холодильник сложить продукты, включить в электросеть.
Показ презентации «Правила ухода за холодильником»
слайд «Правила ухода за холодильником»

- Как часто надо мыть внутри холодильник?
(Современные холодильники надо 1 раз в месяц убирать и мыть внутри, чтобы не распространялись бактерии.)
- Почему при мытье камер холодильника нельзя использовать обычные моющие средства с ароматизаторами?
(Не смотря на то, что в магазинах продается масса специальных моющих средств для холодильника, лучше всего воспользоваться раствором соды (две ст. ложки на литр воды) – он отлично справится с задачей и не оставит в холодильнике резкого запаха, который может впитаться в продукты.)
Составление алгоритма мытья холодильника
- Как правильно вымыть холодильник?
- Для этого мы сейчас с вами составим алгоритм мытья холодильника. Делать это нужно в строгой последовательности.
– И так, что надо сделать, чтобы начать мыть холодильник?
(Выключить холодильник из розетки.)
- Потом, что будем делать для того, чтобы можно было мыть холодильник?
(Удалить из холодильника все продукты и сложить в прохладное место.)
- Стеклянные и пластиковые полки и контейнеры нужно достать заранее – они должны нагреться до комнатной температуры, чтобы не лопнуть при контакте с горячей водой.
- Отключили холодильник, удалили всё из холодильника и что можно мыть? (Нет. Надо разморозить холодильник)
- Правильно. Разморозьте. Запаситесь терпением – «помогать» холодильнику разморозиться руками или острыми предметами нельзя, чтобы не повредить его поверхности или (что хуже) трубки испарителя.
- Вымойте холодильник, полки и поддоны, уделите особое внимание уплотнителю на дверце – если в него забились крошки, дверца потеряет свою герметичность.
- Пройдитесь еще раз по всему холодильнику тряпкой с чистой водой, чтобы удалить остатки моющего средства.
- Не забудьте вытереть холодильник насухо, и только потом возвращайте в него полочки и продукты.
3.Работа в тетради
Раздаются карточки с последовательностью мытья холодильника.
- Запишите последовательность мытья холодильника в тетради.
КАРТОЧКА 2.
Последовательность мытья холодильника:
Выключите холодильник из розетки.
Удалите из холодильника все продукты и сложите в прохладное место. Стеклянные и пластиковые полки и контейнеры нужно достать заранее – они должны нагреться до комнатной температуры, чтобы не лопнуть при контакте с горячей водой.
Разморозьте. Запаситесь терпением – «помогать» холодильнику разморозиться руками или острыми предметами нельзя, чтобы не повредить его поверхности или (что хуже) трубки испарителя.
Вымойте холодильник, полки и поддоны, уделите особое внимание уплотнителю на дверце – если в него забились крошки, дверца потеряет свою герметичность.
Пройдитесь еще раз по всему холодильнику тряпкой с чистой водой, чтобы удалить остатки моющего средства.
Не забудьте вытереть холодильник насухо, и только потом возвращайте в него полочки и продукты.
4. Повторение техники безопасности при проведении практической работы.
- Ребята, давайте вспомним, к каким приборам относится холодильник?
(холодильник относится к электроприборам)
- Какие правила безопасности при работе с электроприборами надо соблюдать при мытье холодильника? (Перед каждой уборкой и мытьём холодильника его необходимо отключить из сети, а перед подключением в сеть необходимо убедиться в отсутствии повреждений на шнуре и вилке.)
- Почему нельзя включать в сеть влажный холодильник?
(Может стукнуть током или замкнуть сеть. Холодильник можно включать только тогда, когда он полностью высохнет.) - Давайте, вспомним правила техники безопасности «включение и выключение электроприборов в сеть».
Работа по табличке правила техники безопасности при подключении и при выключении электроприборов в сеть.
5. Проведение практической работы.
- перед вами холодильник. Он уже разморожен. Мы должны его помыть, протереть, разложить продукты по полочкам и включить.
С чего будем начинать?
Ребята предлагают варианты, совместно коллектив приходит к выводу о работе.
Наливаем в тазик воду для мытья холодильника.
Наводим раствор с добавлением питьевой соды.
3. Получаем универсальные салфетки для мытья холодильника.
4. Моем морозильную камеру.
5. Моем холодильную камеру.
6. Моем дверку внутри холодильника.
7. Моем все имеющиеся ящички холодильника.
8. Меняем воду и добавляем моющиеся средства для наружной поверхности
холодильника.
9. Моем наружную поверхность холодильного шкафа.
10. Протираем салфеткой промытой чистой водой без моющих средств.
11. Всё хорошо протираем насухо.
12. Складываем все ящички в холодильник.
13. Раскладываем имеющие продукты в холодильник по полочкам.
14. Подключаем холодильник к электросети.
6. Заключительная часть практической работы
Прополаскиваем салфетки после мытья холодильника.
Выливаем воду из тазов.
Убираем на место салфетки для просушки.
Убираем на место тазы.
VII. Рефлексия.
1.Давайте оценим вашу работу (оценочные суждения ребят по итогам выполненной работы)
2. Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшей жизни полученные знания?
3.Как правильно хранить продукты?
4. Как правильно мыть холодильник?
Что ещё нужно знать при обращении с холодильником? (При обращении с холодильником нужно знать: общие правила электробезопасности, правила размещения и хранения продуктов, устройство холодильника, правила размораживания холодильника, правила мытья холодильника.)
VIII. Итог урока
1.Оценивание работы воспитанников.
2. Объяснение домашнего задания.