Конспект урока обучения грамоте на тему Заглавная буква Э. Научно-популярный текст (1 класс)

Урок обучения грамоте в 1 классе
Учитель Коновалова В.М.
Тема урока
Заглавная буква Э. Научно-популярный текст

Учебник
«Букварь» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., «Прописи» №5 Пронина О.В. (ОС «Школа 2100»)

Тип урока
интегрированный (чтение и письмо)

Дидактическая цель
Развитие умений диалогической и монологической речи

Оборудование
Энциклопедии, концептуальная таблица, слова на карточках

Задачи

1.Личностные: воспитание интереса к чтению энциклопедических статей

2.Метапредметные
- познавательные: формирование компетенций чтения - понимать текст, вычленять из текста нужную информацию; познакомить с концептуальной таблицей как средством систематизации знаний; формировать умение поискового и выборочного чтения
- регулятивные: перевод предметных компетентностей в универсальные (применение теоретических знаний на практике)
- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, формировать отношения сотрудничества между учителем и учениками

Предметные: сформировать знание правописания заглавной буквы Э, закрепить умение читать слова с буквами Ээ; познакомить с жанром научно-популярной статьи


Ход урока
урок
I.Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
II.Постановка темы и цели урока
- Рассмотрите в «Букваре» страницы с.148-149. Скажите, чему мы будем учиться на уроке? (Читать и писать слова, предложения, тексты с эаглавной буквой Э). Но прежде мы повторим строчную букву Э.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Повторение изученных гласных звуков («Букварь» с.148)
Фронтальная беседа.
- Найдите звуковых человечков. Сколько их? Почему они так крепко держатся за руки? (6 гласных звуков [а, о, у, ы, э, и] )
- На какие группы можно разделить эти гласные? (Гласные звуки, указывающие на твердость согласных и на мягкость согласных)
- Какие бывают гласные? (ударные и безударные).
- Какие буквы обозначают эти звуки? (буквы а, о, у, ы, э, и)
2. Работа в «Прописи» (с.31)
1.Повторение правописания строчной буквы э, соединений, слов.
2.Деление слов на слоги, обозначение звуков цветными точками.
IV. Чтение («Букварь» с.148) слов с заглавной буквы Э, предложений, поясняющих значение слов.
Самостоятельное чтение страницы букваря про себя (ознакомительное, дифференцированный подход).
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? (Имена, фамилии людей, название стран. Это имена собственные).
- Что вы скажете о словах (имена записаны на доске) Эдик и Эдуард? (Имя одного человека: краткое и полное).
- В каком из этих слов согласная буква отличается от звука? (Эдуард – слышим звук [т], пишем букву д). Докажите (Нет Эдуарда).
- Какие другие группы родственных слов вы прочитали?
Лексическая работа над значением слов отчество, Отечество, экскурс, экскурсант, экскурсовод.
Чтение вслух 1 столбика.
- Вы прочитали имена и фамилии известных людей. Кто знает, чем они прославились?
Чтение вслух 2 столбика.
- Назовите название государств. Какое государство вы не сможете найти на современной карте? (Эллада – древнее название Греции)
Самостоятельное чтение с заданием (поисковое):
- Прочитайте предложения и узнайте, верно ли ответили на поставленные вопросы.
Чтение предложений вслух. Лексическая работа над значением слов классик, соотечественник.
VI. Физминутка для кистей рук и глаз.
VII. Обучение письму прописной буквы Э. Работа в «Прописи» (с.31).
1.Сравнение заглавной буквы Э с буквами С, Х, Ж, Е.
- Найдите сходные элементы, подчеркните (один ученик на доске)
2. Письмо букв С, Х, Ж.
3. Написание прописной буквы Э после наклонной линии, показывающей высоту и наклон.
4. Письмо соединений с Э, слов.
5. Письмо предложений с комментированием: Экскаватор на стройке. Эскалатор в торговом центре.
6. Сравнение слов экскаватор и эскалатор по написанию.
- Сколько букв в каждом слове? В слове экскаватор подчеркните буквы, которых нет в слове эскалатор.
VIII. Домашнее задание по письму: выучить словарные слова экскаватор, эскалатор; раскрасить картинки.
урок
I. Оргмомент.
- Чему вы учились на первом уроке? (Читать и писать слова и предложения с прописной буквой Э)
II. Повторение. Тренировка кратковременной памяти
Фронтальная беседа.
- Со страницы букваря вы узнали имена знаменитых людей. Проверим, как хорошо вы их запомнили. Кто это?
Эдвард Григ (норвежский композитор-классик), Эрнест Хемингуэй (зарубежный писатель), Эдуард Успенский (детский писатель), Эмма Мошковская (детская писательница), Эдгар По (зарубежный писатель), Эдисон Денисов (современный композитор).
III. Постановка цели урока
- Мы читали слова, предложения. Переходим к работе с текстом.
IV. Работа с текстом «Книга обо всем на свете» (с.148-149)
1. До чтения.
- Прочитайте название текста. Как вы думаете, есть ли такая книга на свете?
2. Чтение по предложению вслух с комментированием по ходу.
- Что такое энциклопедия? (Книга-справочник)
- Для чего нужны эти книги? (Можно узнать обо всем на свете)
3. Работа над лексическим значением слов экология, этика
- Вспомните, значение слов экология (наука о защите окружающей среды), этика (наука о нормах поведения).
4. Вопросы после чтения
- Прочитайте название текста. Подходит оно к нашему тексту, почему? (Передает смысл текста)
- Где можно взять энциклопедию? (в библиотеке, дома, интернете)
- Какие энциклопедии есть у вас дома, расскажите.
- Ответы на какие вопросы вы искали в энциклопедии?
5. Лексическая работа над группой родственных слов: энциклопедия – энциклопедические знания – энциклопедист (слова записаны на доске)
- В энциклопедии размещены верные, научные данные. Как можно сказать про человека, имеющего такие знания?
V. Практическая работа с энциклопедиями
1. Рассматривание выставки книг - энциклопедий. Фронтальная беседа.
- Прочитайте названия энциклопедий, выставленных у доски. Что из этих книг можно узнать?
- Как быстро найти материал на интересующий вас вопрос? (Нужно использовать страницу «Содержание»)
- Верно, но энциклопедии имеют еще одну особенность. В конце или в начале книги есть алфавитный указатель, по которому можно быстро найти нужный текст.
2. Индивидуально-групповая работа. Поиск текстов по алфавитному указателю.
Два ученика получают задание найти материал об Эквадоре.
- Какую энциклопедию вы выбираете? («Станы мира»).
- С чего вы начнете работу? (Найдем алфавитный указатель, слова на букву Э)
VI. Физминутка для осанки
VII. Работа с текстом «Лекарственные растения» («Букварь» с. 149)
1. До чтения.
- В «Букваре» есть статья из «Детской энциклопедии». Прочитайте
ее заглавие. Почему растения так называются? (Из них делают лекарства)
- Рассмотрите картинки, о каких растениях вы будете читать? (О подорожнике и шиповнике)
- Сколько абзацев в статье? (Три). Как вы узнали? (Три красные строки)
2. Самостоятельное (поисковое) чтение 1 абзаца с заданием:
- Найдите в 1 абзаце, как по-другому называют лекарственные растения. (Целебные).
3. Чтение первого абзаца вслух. Выборочное чтение ответов на вопросы:
- Когда люди научились распознавать целебные растения? (В глубокой древности)
- Для чего использовали целебные растения? (Для лечения). В старину делали лекарства и лечили знахари. А в наши дни? (Фармацевты и врачи)
- Где же растут лекарственные растения? (Их очень много в лесах, в степях, на лугах)
4. Чтение 2 и 3 абзаца вслух (ознакомительное)
- О каком лекарственном растении прочитали? (Из 2 абзаца – о подорожнике, из 3 – о шиповнике)
VIII. Работа с концептуальной таблицей. Дифференцированная работа
1. Хорошо читающие дети получают листики с таблицей и карточки для самостоятельного заполнения.
Название растения
вид растения
целебные свойства
способ применения

подорожник





шиповник





Карточки со словами: ТРАВА, КУСТАРНИК, ОТ УШИБОВ, ОТ ПОРЕЗОВ, ОСТАНАВЛИВАЕТ КРОВЬ, ВИТАМИН С, ПРИКЛАДЫВАНИЕ, ОТВАР
2. Другие дети рассматривают таблицу на доске. Фронтальная работа
- Сколько столбиков и строчек в таблице?
- В верхней строчке записаны слова, по которым мы будем искать различия или сходство. Прочитайте.
- Во второй и третьей строчках записаны названия растений. Прочитайте.
- О чем будет говориться во второй строчке? (Все о подорожнике).
- В третьей? (О шиповнике)
3. Проверка самостоятельной работы.
Учитель проходит между рядами и проверяет самостоятельную работу сильных учеников.
4. Коллективное заполнение таблицы.
- Подорожник – трава или кустарник? (Трава).
В таблице размещается нужная карточка. Аналогично заполняется вся таблица.
5. Обобщение знаний по таблице. Ученик рассказывает, используя слова таблицы.
- Что о подорожнике узнали? (Подорожник – это трава от ушибов и порезов. Для остановки крови надо прикладывать лист подорожника к ране).
- Что о шиповнике узнали? (Шиповник – кустарник. Ягоды шиповника богаты витамином С. Из них делают отвар).
6. Вопрос на внимание.
- Какую ошибку допустил художник на рисунке шиповника? (Нет колючек)
IX. Проверка самостоятельной работы группы по энциклопедии «Страны мира»
- Что вы узнали об Эквадоре? (Страна Южной Америки, находится на экваторе. На «эквадоре», как говорили испанцы)
X. Обобщение
1. Знакомство с жанром научно-познавательной статьи
- С каким книгами мы сегодня работали? (Книгами – энциклопедиями)
- На уроках чтения вы уже узнали о литературных жанрах рассказ, стихотворение, сказка. Во всех этих жанрах автор что-то придумывает от себя. А в энциклопедической статье? (Нет, в ней придумывать нельзя, размещаются только научные данные). Это научно–популярная статья. Как вы думаете, научно-популярная статья – это литературный жанр? (Нет). Давайте прочитаем и постараемся запомнить признаки научно-популярной статьи.
2. Хоровое чтение с доски приемом «с остановкой», т.е. учитель произносит часть схемы, останавливается, дальше читают дети (слова учителя в скобках):
Научно-популярная статья
(это) познавательный текст
(который имеет) небольшой объем
(записан) в прозаической форме
(сообщает) научные сведения
XI. Рефлексия.
- Что нового узнали? Кому понравился сегодняшний урок? Чем?



15