Конспект комбинированного урока обучения грамоте и письму на тему Заглавная буква Ш (1 класс)


Комбинированный урок обучения грамоте и письму
Тема: Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме
заглавной буквы в именах людей, кличках животных.

Цели:
Познакомить с написанием заглавной буквы Ш.
Упражнять в написании слогов, слов, начинающихся с буквы Ш.
Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Воспитание аккуратности.
Ход урока.

1.Орг. момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним и поприветствуйте их
кивком головы.
- А еще к нам на урок пришла еще одна гостья, а кто это, вы узнаете, когда отгадаете
загадку.
Этот маленький зверек,
В норке, под землей, живет.
Серый, шустрый слишком.
Узнали? Это (мышка).
-Мышку зовут Шушара. Эта мышка очень любит читать и писать. И хочет посмотреть,
чему же вы научились.

11. Актуализация знаний.

1.Артикуляционная гимнастика.
А, о, у, ы, и
А-у, а-о, ы-и, и-о
Аоу, аиуо, уоыо

2. Фонетическая гимнастика
-Как шипит змея? Ш-ш-ш
-Как шипит гусь? Ш-ш-ш
-Как шумит ветер в горах? Ш-ш-ш

-Какой звук мы слышим? Ш
-Дайте ему характеристику. Согласный, глухой, всегда твердый.
-А какой буквой обозначается этот звук? ш
-С написанием какой буквы ш мы уже знакомы? Строчной






111. Создание проблемной ситуации.

-Мышка Шушара просит написать ее имя в прописи.
А с какой буквы мы напишем ее имя? Почему?
Вы справитесь с этим заданием? Да, нет
-В чем затруднение? Мы не умеем писать заглавную
букву Ш

1V. Открытие новых знаний.
-Какой возникает вопрос? Как правильно писать заглавную Ш
-Какова будет тема сегодняшнего урока? Написание заглавной буквы Ш.
- Верно. Научившись писать эту букву, мы сможем написать
имя нашей гостьи, написать интересующие имена соб-
ственные.
- Какие имена мы сможем написать? Имена, фамилии, отчества, клички,
названия городов, рек и т.д.
Физ. минутка.
- Я называю имена, в которых есть звук Ш. Если назову имя
девочки, приседают девочки, мальчика – мальчики.
Шамиль, Шурочка, Шамсия, Гоша, Даша, Маша,
Паша, Катюша, Шурик, Миша, Наташа, Андрюша,
Саша.

1.Анализ буквы Ш.
- На что похожа буква Ш?
- На какие буквы похожа письменная заглавная буква Ш? И, Л
- Чем похожи и чем различаются заглавная и строчная величиной
буквы ш?

2. Письмо заглавной буквы Ш.
Правильная посадка, следить за осанкой.

Пальчиковая гимнастика «Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

- Начинаю писать как букву И заглавную, пишу крючок, тяну
Наклонную линию на себя, закругляю вправо, веду линию вверх,
останавливаюсь, веду по написанному вниз, закругляю вправо,
веду линию вверх и еще раз тяну наклонную линию вниз, закругляю,
отрываю ручку.
- Я еще раз напишу на доске, вы пишите вместе со мной в воздухе.
-Напишите заглавную букву Ш на ладошке.
-Напишите в прописях по образцу сначала букву И заглавную,
потом букву Ш заглавную.
- Найдите самую красивую, подчеркните ее.
-Теперь мы умеем писать заглавную букву Ш. Сможем ли мы
записать имя нашей гостьи? Да.








V.Применение новых знаний.
1. Письмо слов с буквой Ш
- На следующей строке запишите имя мышки. (образец записан
на доске – мышка Шушара).
-Поставьте ударение. Обозначьте гласные и согласные цветными
точками. (Один ученик комментирует).

-Составьте предложение про мышку Шушару . Мышка Шушара любит сыр.
Один ученик работает у доски.
- Запишите схему этого предложения.
-Сколько слов в предложении?
-Какие правила записи предложений вы знаете? Начало предл., точка в конце
предложения.

2. Письмо слов с заглавной буквы Ш.
Чтение слов с доски:
Шопен Шишкин Шукшин Шорин
-Прочитайте имя известного художника. Шишкин
- Что заметили? Загл. буква, сочет. ши
- Прочитайте фамилию известного писателя, актера. Шукшин
- Что подчеркнем?
- Прочитайте фамилию великого композитора.
- Подчеркните орфограмму.
- Шорин Александр Федорович – изобретатель, один из
создателей звукового кино.

Самостоятельная работа.
- Запишите эти фамилии знаменитых людей.
- Почему мы пишем эти слова с заглавной буквы?

3. Работа с «Азбукой».
Чтение слов с буквой Ш.
1). Чтение с доски.
- Прочитайте слоги.

ша шу ши ше шо

уш аш иш еш ош ыш

- Дополните эти слоги до слов.

-Обратите внимание, слога шы нет. Я вам открою тайну: буквы ш и ы
не дружат, поэтому вместе никогда не встают.

Физ. минутка.

2) «Азбука» стр.84.
- Прочитайте слова с буквосочетанием ши. Подчеркните это сочетание
в словах.
-Теперь эти буквы поменялись местами: иш. В каких словах они встре-
тились? Трусишка, плутишка.
- Когда так говорят?
- Каким словом, близким по значению можем заменить? Шалунишка

3) - Прочитайте слово, где буква ш в начале слова.




4. Игра « Угадай, кто они».
-У мышки Шушары много друзей, но у них нет имен. Назови их.
На доске вывешены карточки Ушастик Пушок
Ириша Тишка
Шушара Тортила
Учитель показывает игрушки, дети подбирают им имена.

- Подчеркните заглавную букву в этих словах в «Азбуке».

5.Чтение текста про Тишу и Глашу.

1) Чтение опорных слов
Шалунишки, мышата, пир, кошка Мурка.
Рассматривание иллюстрации.
- Можно ли по этим словам и иллюстрации предположить,
догадаться, о чем будем читать?

2) Чтение текста учителем, дети следят и читают вместе шепотом,
а затем вслух по цепочке.
Вопросы по ходу чтения:
1-е предложение.
- Какие мышата?

2-е и 3-е предложения.
- Что о них можно сказать? Они обжоры.
-О мышатах так можно сказать, но о людях так не говорят,
Это грубое слово.
4-е предложение
- Текст задает вопрос. Кто ответит? Как бы вы озаглавили текст? Мышата - шалунишки и
обжоры.

V1. Подведение итогов.

- Что нового узнали?
- Что особенно понравилось? Что было трудным?


Скоро прозвенит звонок.
Собери портфель дружок.
Аккуратно, по порядку
Книгу, ручку и тетрадку.