Урок математики на тему: Сложение натуральных чисел и его свойства, 5 класс, ФГОС


Открытый урок математики.
Тема: Сложение натуральных чисел и его свойства.
Провела: Лавриненко Елена Васильевна
Место работы: МКОУ «СОШ №2 п. Теплое»
Должность: учитель математики
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала
Базовый учебник: «Математика 5 класс», Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., ФГОС, 2013 -280 стр.
Цель урока.
Актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел; учить применять свойства сложения.
Планируемые результаты. Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
- формирование познавательных УУД(образовательные):
научить использовать понятия слагаемое, сумма; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях;
- формирование коммуникативных и личностных УУД (воспитательные):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-формирование регулятивных УУД (развивающие)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся.
Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
Технологическая карта урока.
№ Этап урока Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организацион-ный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;
2
2 Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы.
Историческая справка. Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. 6-7
3 Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Вместе с учениками определяет цель урока. Определяют цель урока. 4-5
4 Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства. Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел. 6-7
5 Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. 2
6 Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Направляет работу учащихся. Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос. 4-5
6 Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.
10
7 Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса Подводит итоги работы в классе. Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке 2-3
8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает домашнее задание Учащиеся записывают домашнее задание 2
9. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. -Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением
вы уйдете с урока?
- На уроке… Оценивают свою работу и работу одноклассников. 1-2
Конспект урока.
Деятельность учителя Деятельность учеников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? (слайд 1)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II . Актуализация знаний.
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайд 2).
У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.
1) 153 увеличить на 7;
2) 100 вычесть 6;
3) 90 разделить на 90;
4) 15 умножить на 3;
5) 284 увеличить на 6;
6) 17 увеличить в 3 раза;
7) 200 уменьшить на 10;
8) 238 увеличить на 3;
9) 80 уменьшить в 4 раза;
10) 40 уменьшить на 17;
11) 18 увеличить в 4 раза.
Какие числа остались открытыми?
Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)
Какое действие мы будем сегодня повторять?
2. Мотивация
С какими числами вы работали на предыдущих уроках?
Так что мы будем сегодня делать на уроке?
Запишите тему сегодняшнего урока: Сложение натуральных чисел и его свойства.
Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?
Может это вам как-то пригодиться в жизни?
Запись числа и темы урока в тетрадь.(слайд 3)
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1. Немного из истории (слайд 5)
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?(слайды 4- 5)
Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какова цель нашего урока?
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (слайд 6)
- Как называются компоненты действия сложения? (слайд 7)
- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2. (слайд 8)
- Что значит прибавить 4 ?- В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка?
- Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат.
- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2 .(на доске)
- Что получилось? Какой вывод можно сделать? (слайд 9). Как называется это свойство?
-Объясните решение следующего примера. (слайд 10)
-Какое это свойство сложения?
- Как называется это свойство?
-Найдите результат сложения 9 + 0;
0 + 9 (слайд 11)
- Какой вывод можно сделать? (слайд 16)
- Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?
Какие же свойства сложения мы знаем? (слайд 12)
V. Физкультминутка ( слайд 13)
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
VI. Применение новых знаний на практике.
-Как удобнее решить пример?(слайд14)
-Какие свойства применили?
-Решите самостоятельно и объясните решение.(слайд 15)
15 + 42 + 28 + 25
16 + 32 + 24 + 28
VII. Первичное закрепление.
Решите самостоятельно задачи по вариантам. Направляет работу учащихся. (слайд 16)
Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?(слайды 17-19)

Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания.
VIII. Подведение итогов урока.
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.6 на стр.33 и решите № 229, 239. (слайд 20)
X.Рефлексия. (слайд 21)
-Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
-Сегодня на уроке я…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
1 Учащиеся решают примеры устно.
153 + 7 = 160;
100 – 6 = 94;
90 : 90 = 1;
284 + 6 = 290;
15 · 3 = 45;
238 + 3 = 241;
17 · 3 = 51;
200 – 10 = 190;
80 : 4 = 20;
40 – 17 = 23;
18 · 4 = 72.
Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.
2.
– С натуральными числами.
Складывать натуральные числа.
Отвечают на вопрос.
Слушают рассказ учителя.
Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1.
- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.
Изображают сложение на луче.
- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.
- Переместительное свойство сложения.
- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
- Сочетательное свойство сложения.
- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
- Свойства нужно знать, чтобы проще считать.
Переместительное, сочетательное и свойство нуля.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
Объясняют.
-Переместительное и сочетательное.
Решают и объясняют.
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.
I вариант
1. сумма;
2. 6000;
3. 5432;
4. 1548.
II вариант.
1.слагаемые;
2. 10000;
3. 2538;
4. 1021.
Выполняют творческое задание.
Отвечают.
Учащиеся внимательно слушают и записывают в дневник.
Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.
С
12 З
1 М
13 Н
20
П
160 У
21 О
241 Т
23
М
48 Е
290 Ь
51 А
336
Р
94 И
45 Е
190 Р
72
Вариант 1. Вариант 2.
1. Как называется результат сложения? 1. Как называются числа, которые складывают?
2. Чему равна сумма чисел 2538 и 3462 ? 2. Чему равна сумма чисел 5632 и 4368 ?
3. Чему равна сумма
5432 и 0 ? 3. Чему равна сумма
0 и 2538?
4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 385 + 548 + 615 4. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221 + 427 + 373
Необходимое техническое оборудование.
Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал,  электронная презентация, выполненная в программе Power Point