Обобщение и систематизация знаний по теме «Электролитическая диссоциация».


Разработка урока химии в 9 классе
по теме: «Обобщение и систематизация
по теме «Электролитическая диссоциация»
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Электролитическая диссоциация».
Цели и задачи урока: На основе экспериментальных опытов закрепить знания учащихся о свойствах кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний. Создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Методы и методические приемы: Индивидуальная работа учащихся с карточками заданий, работа в группах, лабораторный химический эксперимент, использование информационно-коммуникационных технологий, сообщения учащихся.
Демонстрационный эксперимент: NaHCO3, лимонная кислота, ступка, пестик, ложечка, стакан с водой, растворы NaOH, HCl, NaCl, универсальный индикатор.
Лабораторный эксперимент: растворы CuCl2, NaOH, H2SO4, FeSO4, KOH, HCl, лабораторная посуда.
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя: Этот урок мы проведем в виде игры-путешествия. Мы отправимся в путь на великолепном лайнере с гордым названием «Электролитическая диссоциация», поплывем по морям-океанам растворов, побываем на островах-осадках, поднимемся в воздух на газовых шарах реакций обмена, побываем в подземелье алхимика. И чтобы это путешествие нам запомнилось, возьмем с собой фломастер-фотоаппарат, который мгновенно фиксирует приятные моменты «отдыха» наших команд.
Тема нашего путешествия сегодня тесно связана с именем шведского ученого …..(Сванте Аррениус).
Доклад. «Он родился в 1859 году в старинном шведском городке Упсале. Уже в 3 года он научился читать, а вскоре поразил близких необычной страстью к счету. В школе он был среди лучших учеников благодаря способностям к физике и математике. В возрасте 17 лет он был принят в Упсальский университет. И уже через 2 года сдал экзамен на степень кандидата философии. Физик по образованию, он прославился своими химическими исследованиями и стал одним из основателей новой науки – физической химии. Больше всего он занимался изучением поведения веществ в растворах, а также исследованием скорости химических реакций. За разработку теории … ему в 1903 году была присуждена Нобелевская премия.
Вопрос: кто был этот ученый?
Когда в 1887 году появились работы С. Аррениуса по диссоциации, его оппоненты приводили «убийственные доводы» против диссоциации. Например, такой: «При растворении NaCl мы получаем соленую воду, которая не только не причиняет вреда организму, но напротив полезна ему. Если принять точку зрения Аррениуса, то образовавшийся, при диссоциации натрий тут же вступит в реакцию с водой». Аррениус быстро нашел ошибку в рассуждениях оппонентов.
Проблемный вопрос: А мы сможем найти ошибку? В конце урока нам необходимо дать ответ.
1. Мозговой штурм «Мы едем, едем, едем в далекие края…»
- Растворы и расплавы в-в, которые проводят электрический ток, называются?
- К электролитам относят такие в-ва?
- Электролитами могут быть в-ва с таким типом связи…
- Неэлектролитами называются в-ва?
-Дать определение электролитической диссоциации.
- Во время электролитической диссоциации кислот в р-ре всегда образуются ионы…
- Основаниями с точти зрения электролитической диссоциации являются в-ва…
- Многоосновные к-ты диссоциируются…
- Величина, характеризующая полноту распада электролита на ионы, называется?
- Привести пример сильных и слабых электролитов.
-Дайте определение реакции обмена.
- Реакции обмена в растворах электролитов протекает до конца если…
-Если измельчить в ступке соду и лимонную кислоту, то между этими в-вами реакции не наблюдается. Что нужно сделать, чтобы реакция произошла? Демонстрация
2. Командное задание. Залив «Неизвестный».
- Распределить предложенные ионы на катионы и анионы. K+, H+, OH-, CO32-, Ag+, Cu2+, PO43-, SO42-, S2-, Ba2+, Ca2+, NO3-, Cl-, Fe3+.
- Третий- лишний.Ca2+, SO32-, PO43-
SO32-, Br-, CO32-
K2SO4, NaCl, BaO3. Заморочки из морской бочки. (напомнить правила работы с реактивами)
- В химическую лабораторию поступили 3 склянки с растворами без этикеток. Из накладной лаборанты узнали, что получены растворы HCl, NaOH, KCl. Как определить каждое в-во и правильно наклеить этикетки? Проведите необходимое исследование.
Доклад. История открытия в-ва, о котором идет речь, началась в 17 веке, в лаборатории известного английского физика и химика Роберта Бойля. В кабинет к Бойлю вошел садовник и поставил корзинку с великолепными темно-фиолетовыми фиалками. В это время Бойль собирался проводить опыт по получению сульфатной кислоты. Восхищенный красотой и ароматом фиалок, ученый, захватив с собой букетик, направился в лабораторию. Его лаборант Уильям сообщил Бойлю, что вчера доставили две бутыли соляной кислоты из Амстердама. Бойлю захотелось взглянуть на эту кислоту, и, чтобы помочь Уильяму налить кислоту, он положил фиалки на стол. Затем взял со стола букетик и отправился в кабинет. Здесь Бойль заметил, что фиалки слегка дымятся от попавших на них брызг кислоты. Чтобы промыть цветы, Бойль опустил в стакан с водой. Через некоторое время он бросил взгляд на стакан с фиалками, и случилось чудо: темно-фиолетовые фиалки стали красными. Естественно, Бойль не мог пройти мимо такого случая и начал исследования. Он обнаружил, что и другие кислоты окрашивают лепестки фиалок в красный цвет. Ученый подумал, что если приготовить из лепестков настой и добавить немного к исследуемому раствору, то можно будет узнать, кислый он или нет. Бойль начал готовить настои из целебных трав, древесной коры, корней растений. Однако самым интересным оказался настой, полученный из лакмусового лишайника. Кислоты изменяли его цвет на красный, а щелочи – на синий. Бойль распорядился пропитать этим настоем бумагу и высушить ее. Так была создана первая лакмусовая бумажка, которая теперь имеется в любой химической лаборатории.
4. Восстановить утерянный текст. Письмо от капитана Гранта.
- Al Cl3 + = Al(OH)3+3NaCl
- H2SO4+ 2NaOH = + 2H2O
- K2CO3+ 2HCl = 2KCl +
5. В гостях у кока. Готовя химический десерт, повар прилил к цветному раствору бесцветный раствор и выпал осадок, затем к полученному осадку добавил еще бесцветной жидкости и осадок исчез. Какие из предложенных реактивов нужны для проведения превращения (провести эти реакции и записать уравнения в молекулярном и ионном виде).
- CuCl2 => Cu(OH)2=> CuSO4
- FeSO4=> Fe(OH)2=> FeCl2
Слово учителя: Я надеюсь полученный опыт в путешествии пригодится нашим любителям приключений в обыденной жизни. Обменяйтесь впечатлениями-вопросами.
6. Морские волки. Команды задают вопросы друг другу.
-Все металлы проводят электрический ток, следовательно, все металлы – электролиты?
- Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, дождевая вода проводит электрический ток? Почему?
- В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов (шиповника, черники, калины). Настой стал проводить электрический ток. Почему?
-При растворении кухонной соли мы получаем соленую воду, которая не причиняет вреда организму человека. Почему натрий, образовавшийся при диссоциации не вступает в реакцию с водой?
Напоследок давайте разберемся еще с одной историей.
Федя снял аккумулятор с «Жигуля»
Напряжение упало до нуля,
Феде посоветовал Андрей:
Ты электролит туда залей!
Федор взял на кухне соли:
Он учил когда-то в школе,
Что любой электролит,
Если он водой залит,
Распадется на ионы.
Этих ионов – миллионы!
Соль – всегда электролит.
Вот готов раствора литр.
Федор взял аккумулятор:
Догадайтесь-ка, ребята,
Что сказал ему отец.
Тут истории конец.
III. Подведение итогов урока. Теория электролитической диссоциации широко и плодотворно применялась и применяется для объяснения многообразных химических и физических явлений в растворах, установления между ними тесной связи. Она, по словам Аррениуса, «оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки».