Технологическая карта урока Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация


Технологическая карта урока (УМК Н.Е.Кузнецова)
Класс 9 класс. Тема урока «Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация»
Гипотеза (проблема): есть ли взаимосвязь между строением веществ и их способностью проводить электрический ток? Выявите различия в этих свойствах.
Пути доказательства гипотезы:
Растворимость. Растворители.
Электролиты и неэлектролиты.
Механизм электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.
Для доказательства гипотезы используйте



Необходимое техническое оборудование интерактивный комплекс, пробирки, штативы для пробирок, реактивы: концентрированная серная кислота, раствор метилоранжа на ацетоне, кристаллический гидроксид кальция, кристаллический фенолфталеин, обезвоженный сульфат меди, ацетон, вода.
Цель: Формирование у учащихся устойчивых знаний об электролитах и происходящей в их растворах диссоциации, умения объяснить механизм ее протекания, определить принадлежность любого вещества к группе электролитов или неэлектролитов.
Образовательная задача
Знать:
- Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи и кристаллической структуры веществ.
Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.Углубить знания учащихся об ионной и ковалентной полярной связях, свойствах основных классов неорганических веществ.
Предметные УУД.
Уметь: проводить химический эксперимент, вычислять по формуле, объяснять сущность происходящих при диссоциации химических процессов. Использовать метапредметные знания из области физики (закон Кулона), применять информационные технологии.
Учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.
Воспитательная задача
Знать: Продолжать воспитание чувства взаимопомощи, желания трудиться, бережного отношения к лабораторному оборудованию.
Личностные УУД
Уметь: применять знания в быту (аккумуляторы, процессы растворения веществ).
Развивающая задача
Знать: технику безопасности при работе с химическими веществами и электроприборами. знать…
- Развивать умение вести наблюдения опытов, анализировать схемы и рисунки, вести конспектирование.
- Развивать познавательный опыт школьников.
- Продолжить формировать мировоззрение о зависимости свойств веществ от состава и строения.
Коммуникативные и регулятивные УУД:
Составление плана и последовательности действий, соблюдение правил ТБ при выполнении эксперимента. Сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга.
Уметь: принимать все предложенные версии одноклассников, работая в группе, по процессу растворения и диссоциации веществ и находить верное решение, обосновывая и доказывая его, используя теорию Аррениуса.
Уметь делать выводы, применяя для доказательства гипотезы дополнительную литературу (справочники, энциклопедии, и др.)
Пути доказательства Формы проведения
Растворимость. Растворители. Эксперимент в парах. Акцентируем внимание на растворимость разных веществ в воде.
Электролиты и неэлектролиты. Демонстрационный эксперимент.
Механизм электролитической диссоциации. Интерактивная игра, презентация, флэш-анимации.
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Эвристическая беседа. Заполнение таблицы 1. Решение задач.
Электролиты НеэлектролитыВывод: Вывод
Общий вывод:
Проблема:
после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:
- исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов.
На этом же уроке проблемный вопрос:
-будет ли электропроводной система, образованная путем смешивания с водой сульфата бария, гидроксида железа (III)?
При работе над формированием у учащихся понятие “не электролиты” им предлагается проблемный вопрос:
- можно ли дать следующее обобщенное определение электролитам: все  растворяющиеся в воде вещества являются электролитами?
Новое противоречие, создается еще одна проблемная ситуация:
- можно ли на основании строения молекул сахара С12 Н22 О11 и спирта С2 Н5 ОН, установить, почему их растворы не проводят ток.
При изучении понятия “электролитическая диссоциация” проблемная ситуация создается следующим образом:
- … одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.
- кто же из ученых был прав и как это можно доказать?
- как объяснить, исходя их особенностей процесса растворения, сущности химической реакции, происходящей между растворами веществ, имеются ли ионы в растворе до опускания в него электронов, или они появляются под действием электрического тока?
Задачи:
сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;
стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся;
использовать возможности ИКТ , Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.
Планируемый результат Знать определение, состав кислот и их классификацию; 
Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;
Знать важнейшие неорганические кислоты;
Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;
Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
Уметь использовать возможности ИКТ ,Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;
Виды учебной деятельности обучающихсяКоммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.