Факультатив по русской словесности для учеников 5 класса Устное народное творчество


Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Устное народное творчество» предназначена для учащихся 5-х классов.
Факультативный курс «Устное народное творчество» поможет в реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы и Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016.
Одним из компонентов функциональной грамотности является грамотность чтения (казахский и русский языки). Не секрет, что современные дети не читают, вследствие чего у них не развита речь, скудный словарный запас. А от того насколько будет сформирована речь, зависит успешность усвоения материала всех учебных предметов, степень общего развития. Таким образом, факультативный курс «Устное народное творчество» направлен на формирование личности, способной к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Устное народное творчество есть отправная точка в прекрасном путешествии в мир художественного слова. Это начало всех начал. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Учащиеся знакомятся с произведениями устного народного творчества казахского и русского народов на уроках литературы. Им известны основные жанры фольклора, рассмотрены произведения народного творчества. Учитывая это, работу на факультативе «Устное народное творчество» следует проводить со следующей целью:
повышать речевую культуру учащихся, расширять представление школьников о жанрах устного народного творчества, показывать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка, воспитывать личность, умеющую общаться в условиях полиэтнического Казахстана.
Реализовать данную цель помогут следующие задачи:
уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
формирование коммуникативных умений;
коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи;
выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме;
развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;
формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности.
На занятиях факультатива используются следующие виды работ:
— выразительное чтение текста;
— комментирование текста;
— сравнительный анализ текста;
— фольклорные праздники;
— театрализованное представление текста;
— иллюстрирование;
— заочные экскурсии и пресс-конференции с фольклорными персонажами.
Занятия факультатива следует проводить с привлечением произведений других видов искусства: музыки, живописи, прикладного искусства, кино.
В результате изучения курса “Устное народное творчество ” учащиеся должны знать:
- жанры устного народного творчества: пословицы, поговорки, лирические, исторические песни, предания, легенды, анекдоты, детский фольклор, фольклорные праздники русского и казахского народов, героические эпосы;- особенности жанров фольклора: пословицы, поговорки, лирические, исторические песни, предания, легенды, анекдоты, детский фольклор, героические эпосы;-отличие пословицы от поговорки;
- классификацию сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);
Учащиеся должны уметь:
-отвечать на вопросы учителя и составлять собственные вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного текста;
-составлять диалоги (8-10 вопросов и ответов) на материале прочитанного текста с участием персонажей произведения;
-ссылаться во время анализа текста на конкретные эпизоды и художественные детали текста;
-сопоставлять / противопоставлять события и героев художественного текста с событиями и героями других известных ему произведений, используя изобразительно-выразительные средства языка;
-в любой стандартной и нестандартной ситуации высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости;
-умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации
-составлять устные / письменные аннотации / отзывы (8-10 предложений) к текстам в пределах программного круга чтения
Базовое содержание факультатива «Устное народное творчество».
Всего на изучение курса выделено 68 часов.
Введение (2 ч),
детский фольклор (4 ч),
загадки (2 ч),
пословицы и поговорки (4 ч),
Русские народные сказки (6 ч),
Казахские народные сказки (4 ч)
былины (8 ч),
предания и легенды (2 ч),
песенное и обрядовое творчество (14 ч),
народные заговоры (2 ч),
фольклор и русская литература (8 ч),
героический эпос (2 ч),
анекдот (2 ч),
фольклорные праздники (6 ч),
итоговое занятие (2 ч).
Календарное планирование факультативного курса «Устное народное творчество»
№ № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата Коррект.
1 1-2 Вводное занятие. Что есть фольклор. 2 2 3-4 Детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, пеструшки, потешки, считалки, дразнилки, заклички и приговорки). 2 3 5-6 Колыбельная песня в творчестве русских поэтов (Майков. «Спи, дитя моё, усни...»; Л.Мей. «Баю-баюшки-баю...»; В.Брюсов. «Спи, мой мальчик...»; М.Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный...» и другие). Традиционные колыбельные Казахстана «Әлди, әлди, ақ бөпем», «Дарын деген баладан тауып алған даладан» и др. 2 4 7-8 Загадки. "Загадать вам загадку?” (Меткость, выразительность загадок, тематика.) 2 5 9-10 Пословицы и поговорки. "Старинная пословица не мимо молвится”. Лаконичность, меткость, образность пословиц и поговорок, их тематика, отражение народного опыта. В.И. Даль и его книга «Пословицы русского народа». 2 6 11-12 Пословицы и поговорки казахского народа. 2 7 13-14 Народные сказки. "Что за прелесть эти сказки...” Народные сказители. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки. Докучные сказки. 2 8 15-16 Персонажи сказок (Баба-яга, великан, волк, горе, Жар-птица, Змей Горыныч, Иван-богатырь, -дурак, -царевич, Кощей Бессмертный и другие). 2 9 17-18 Влияние русской сказки на творчество русских авторов (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Ершов, Горький, Платонов и другие). 2 10 19-20 Казахские народные сказки. Персонажи сказок Алдар-Косе, Ауэз-хан, Батыр Боран и другие)2 11 21-22 Казахские народные сказки. Персонажи сказок Алдар-Косе, Ауэз-хан, Батыр Боран и другие)2 12 23-24 Ярмарка — народное гулянье. (Фольклорный праздник.) 2 13 25-26 Былины. "Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. 2 14 27-28 "Три богатыря”. Главные герои русского эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. 2 15 29-30 Социально-бытовые былины: «Соловей Будимирович», «Иван Гостиный Сын», «Ставр Годинович». 2 16 31-32 Былины в живописи (Васнецов, Н.Воробьёв, И.Щукин, К.Васильев и другие). 2 17 33-34 Предания и легенды. Герои преданий и легенд (Иван Грозный, Ермак, Кудеяр, Пётр I, Суворов, Кутузов). «Иван Грозный в Новгороде», «Ермак под Казанью», «Клады Кудеяра и разбойников», «Петр I воюет со шведским королём», «Царь-работник» и другие. 2 18 35-36 Фольклорный праздник «Крещенский вечерок». (Девичьи посиделки.) 2 19 37-38 Песенное творчество русского народа. Артельные трудовые песни и припевки. Календарные песни. Шуточные и плясовые песни. Бунтарские, разбойничьи и тюремные песни и причитания о рекрутах и солдатах 2 20 39-40 Исторические песни («Кулачный бой братьев — Калашничков с Кострюком», «Авдотья Рязаночка», «Гнев Ивана Грозного на сына», «Дума Степана Разина», «Поход Степана Разина на Яик», «Под славным городом под Полтавой», «Разорённая путь-дорожка»). 2 21 41-42 Трудовые песни казахского народа. Обрядовые песни ("той бастар" (начинание свадьбы), "жар-жар" (друг-супруг - диалог девушки с джигитом), "сынсу", "кыз-танысу" (прощальные плачи), "бет-ашар" (раскрытие лица — наставительная песня, обращенная к молодой при въезде ее в дом мужа), "коштасу" (песни прощания), "естирту" (известие о смерти), "жоктау" (плач по умершему).2 22 43-44 Лирические любовные и семейные песни («Не во далечем-далече», «По улице мостовой», «Как пойду я молоденька», «Красна девица во садику гуляла», «Ах, кабы на цветы не морозы»). 2 23 45-46 Лирика русской свадьбы. (Свадебные песни, величания и причитания, образность лирических свадебных песен. Свадебные обращения.)Лирика казахской свадьбы. 2 24 47-48 Частушки, нескладухи, небылицы, страдания. Тематика, современность, язык частушек. 2 25 49-50 Фольклорный праздник «Здравствуй, Масленица!». 2 26 51-52 Фольклорный праздник «Ах, эта свадьба». 2 27 53-54 Народные лирические песни литературного происхождения (Ф.Мерзляков. «Среди долины ровныя»; К.Ф. Рылеев. «Ревела буря»; Ф.Глинка. «Вот мчится тройка удалая» и другие).2 28 55-56 Народные заговоры. 2 29 57-58 Влияние устного народного творчества на поэзию XIX века (первая половина). А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, А.В. Кольцов, А.К. Толстой. 2 30 59-60 Традиции устного народного творчества в поэзии Некрасова 2 31 61-62 Традиции устного народного творчества в прозе русских писателей (А.К. Толстой. «Встреча через триста лет»; А.А. Бестужев-Марлинский. «Страшное гаданье»; А.Погорельский. «Лафертовская маковница»; М.Загоскин. «Вечер на Хопре»).2 32 63-64 Героический эпос («Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др.) 2 33 65-66 Анекдоты (происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов). 2 34 67-68 «К мудрости ступенька» (итоговое занятие). 2 Для оценивания результатов используются различные формы контроля. Формой текущего контроля являются самостоятельно подготовленные учащимися сообщения, анализ текстов, творческие работы по созданию собственных текстов, презентации. Итоговая проверка знаний и умений учащихся – устный журнал «Фольклор в моей жизни».
Литература.
Народные исторические песни. -Москва-Ленинград, 1962
Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. –Новосибирск: Наука. Сиб.отд-е,1990
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост.,авт. Вступ.ст., коммент.и слов Ю.Г.Круглов. –М.: Просвещение,1990
Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. –Ленинград «Художественная литература»19894
Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.Интернет-ресурсы