Конспект фронтального логопедического занятия по теме Дифференциация Ц-С. Зима


Предмет: Коррекция недостатков развития речи.
Учитель – логопед 2 категории высшей квалификации:
Окунь Татьяна Александровна.
ГУ «Основная общеобразовательная школа №14 отдела образования акимата г. Костаная.
Класс: 1 «Г»
Дата проведения: 30.01.17.
Тема: Дифференциация Ц-С. Зима
Цель:
1. Коррекционно-образовательная:
Уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков [С] – [Ц].
Дифференцировать звуки [С] – [Ц] в слогах, словах и предложениях, выделять звуки в начале, середине и конце слова.
Уточнять и обогащать словарь детей по теме «Зима.
Упражнять детей в умении работать с мнемотаблицами.
Упражнять в умении составлять предложения, рассказ, веера.
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать и коррегировать фонематический и речевой слух, психические процессы: связную речь, слуховую и зрительную память, нероизвольное внимание, логическое мышление и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать умение работать сообща, а также любовь к природе.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: картинный материал по теме, буквы С-Ц, звуковички, мнемотаблицы и мнемодорожки, лента букв, фишки, счетные палочки, карточки с разноуровневыми заданиями, мяч, зеркала, гном, компьютер, презентация, волшебный сундучок , сюрприз.
Ход занятия (30 минут)
Орг. момент (1 мин.)
Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Поздороваемся.
Самомассаж«Доброе утро».
Доброе утро Хлопаем в ладоши
Улыбнись скорее
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик Движения выполняются соответственно тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, Упражнение «Фонарики»
Как в саду цветочки.
Разотрем ладошки
Сильнее-сильнее, Движения выполняются соответственно тексту
А теперь похлопаем
Смелее-смелее.
Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
Сядет тот, кто назовет одно слово с твердым или мягким звуком [С] и одно слово с твердым звуком [Ц]. Назови первый звук в словах.
Сообщение темы и цели.(1 мин.)
Ребята, как вы думаете, какие звуки мы с вами будем сравнивать?
Тема урока. «Дифференциация звуков с- ц »,а также мы продолжаем лексическую тему «Зима». (слайд 1.)
Аппеляция к жизненному опыту.
-Кто скажет какое сегодня число?
Какой день недели?
А какой идет месяц? Как будет на казахском языке «январь»?
Какое время года? Как будет на казахском языке «зима»?
А как вы узнали, что зима?
Сколько всего зимних месяцев?
Назовите их. Какой сейчас месяц?
Проверка д.з.(2мин.)
На прошлом занятии готовили пересказ текста «Зима» по картинкам-помощницам. И я сегодня предлагаю вам вспомнить его. Кто готов?
Дети рассказывают . Итак, о каком времени года ты рассказал?
Где лежит снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой?
А путешествовать вы любите зимой? А на чем?
Повторение пройденного материала.
Работа по ленте букв. (1 мин.)
Итак. Я вам предлагаю путешествовать на поезде. Согласны? Для начала купим билетики на поезд, ответим на вопросы:
- Чем отличаются звуки от букв?
- На какие две группы делятся звуки и буквы?
- Назовите гласные твердой улицы. Мягкой улицы.
- На какие группы делятся согласные?
- Какие две буквы не обозначают звука?
Молодцы, вы купили билетики и можно отправляться в путешествие.
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в гости к гному «Пиши-читайке». Наш маршрут пройдет по станциям. Конечная цель нашего путешествия станция «Буковка» на которой нас и будет ждать веселый гном с волшебным сундучком , в котором будет сюрприз.
Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде, а пока мы едем, немножко разогреемся и сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3 мин)
а) «Заборчик»
Верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.б) «Киска сердится»
Выгибать вверх и продвигать вперёд спинку языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
в) «Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние передние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
г) «Заморозим подбородок»
Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.(Упражнения выполняются с использованием индивидуальных зеркал.)
Игра на дыхание «Телефон» (Инструкция: набрать воздух через нос и медленно и плавно дуть: не поднимать плечи, не надувать щеки, дуть, держа губы трубочкой)
Дыхательное упражнение «Паровоз»
Ходьба на месте с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Чух!Чух!»Повторяется 35-40 секунд.
Как гудит паровоз? У-у-у (петь громко и тихо)
Молодцы, мы подъезжаем к первой станции.
Работа над изучением нового материала.(2мин.)
Уточнение артикуляции звуков.
Первая станция на нашем пути: «Станция Звуковичков».
На этой станции живут мальчики-звуковички? Они хотят нас познакомить со звуками С и Ц.
Давайте послушаем и посмотрим, как эти звуки по разному произносятся:
(зеркала).
При звуке С - кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.(согласный, глухой, может быть мягким или твердым)
При звуке Ц - язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы,. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная (согласный, глухой, всегда твердый)
Давайте дадим характеристику звуку С и Ц
Чем похожи звуки?
Чем отличаются?
А сейчас мы выходим на станции из вагона, отдохнем и поиграем
Физминутка (1 мин.)
Под музыку с движениями. «У жирафа»
Закрепление изученного (2 мин.)
Наше путешествие продолжается. И чтобы нам не было скучно в пути мы с вами поиграем в игру «Повторюши» Я называю слоги, а вы ловите мяч и повторяете слоги за мной:
Игра проводится устно. Логопед называет слоговой ряд, ребёнок  отвечает (стоя, с закрытыми глазами). Затем называются чистоговорки, дети повторяют хором.
АС-АС-АЦ                                         УЦ-УЦ-УС                                          ЦИ-ЦИ-СИ                                         СУ-СУ-ЦУ                                          ЦО-ЦО-ЦО-ЦААЦ-АЦ-АС                                         СЕ-ЦЕ-СЕ                                            ЦА-
ЦА-ЦА-ЦА –  Нигде нет продавца.СА-СА-СА – В лесу бегает лиса. СО-СО-СО – У Вовы колесо.ЦО-ЦО-ЦО – Выйти на крыльцо.
Молодцы!
А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Поисковики» (3 мин.)
На этой станции мы будем определять место звука в слове.
Какое место в слове занял звук? Выдвигаем эту цифру.(работа с веером)
Игра «1-10» Работа с таблицей.
Молодцы! Мы вновь отправляемся в путь! А по дороге мы с вами поиграем в игру «Слово рассыпалось»
(карточки детям)
Молодцы!
А мы подъезжаем к нашей следующей станции «Хлопушки» (2 мин.)
Руки в сторону, если услышите звук С (картинки)
Хлопните, если услышите звук Ц (картинки)
Слова: сон, лиса, осы, сабля, такси, колесо, мост, цапля, лицо, цирк, овца, улица, гонец.Какое было последнее слово? Знаете ли вы значение слова «Гонец»?
(В старину: человек, посылаемый куда-либо со срочным известием)
Наше путешествие продолжается! Давайте поиграем, пока будем ехать до следующей станции.
Закрепление изученного.(4 мин.)
Пока мы в поезде, мы поиграем в игру «Составь предложение» работа по таблице. Составим предложения с помощью картинок-помошниц.
Конец зимы.
Стало светить яркое теплое солнце. Стали таять сосульки. Скоро побегут ручейки. Наступит весна. Мы рады весне» Дети повторяют рассказ. Назовите мне слова на букву С и Ц.
Молодцы!
Чтобы не было скучно в пути поиграем на пианино и проведем пальчиковую гимнастику «Раз. Два. Три, четыре. Пять»
Аи мы подъезжаем к нашей следующей станции «Буковка», где нас ждет веселый гном, а в руках у него буквы, которые обозначают звуки С и Ц.
Назовите мне эти буквы! (эс и цэ)
Какие звуки они обозначают? Назовите их.
Чем отличается звук от буквы?
Чем похожи?
Практическая работа.(5-7 мин.)
Выложите на парте из спичек эти буквы. Теперь мы их напишем в тетрадях. Показ на доске и в воздухе.
Работа по карточкам. (разноуровневые задания)
Вычеркнуть все буквы С и Ц (на карточках)
Конец зимы.
Стало светить яркое теплое солнце. Стали таять сосульки. Скоро побегут ручейки. Наступит весна. Мы рады весне.
Закрасить схемы слов правильно . Овца, сова.
(Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, все ли буквы вычеркнуты.)
Итак, вы справились со всеми заданиями и веселый Гном разрешает вам открыть волшебный сундучок
Подведение итогов занятия.)1 (мин)Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли на конечную станцию.
Каждое путешествие бывает интересным и полезным. Что нового вы узнали?
С какими звуками познакомились?
Чем похожи?
Чем отличаются?
Рефлексия.
Какой смайлик соответствует вашему настроению?
12. д.з. Пересказ текста «Конец зимы» по мнемодорожкам.(1 мин.)