Конспект логопедического занятия Зима. зимние забавы

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
по теме: « Зима. Зимние забавы».
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй  речи,  существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить детей составлять связный повествовательный рассказ по сюжетной картине.
Развивать творческое воображение.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,     самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения», картинки с изображением зимних игр,  демонстрационный материал для развития внимания, логического мышления, фланелеграф.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро».
Приветствие. Логопед: Придумано кем-то
                                        Просто и мудро
                                         При встречи здороваться:
                                         - Доброе утро.
                            Дети:  - Доброе утро!-
                                         Солнцу и птицам.
                                         - Доброе утро!
                                         Улыбчивым лицам.
                                         И каждый становится
                                         Добрым, доверчивым
                                         Пусть доброе утро
                                         Длится до вечера.    
2. Упражнение «Снежинки».
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. На какое слово похоже слово снежинки? (снег)
- Какие вы знаете слова, похожие на слово «снег»? (снежинка, снежный, снежок, снеговик, снегурочка).
- Снежинки волшебные, на них нарисовано задание (переворачиваем снежинки, на них картинки: зебра, индеец, морковь, арбуз)
 Все слова скажите вслух,
Выделяя первый звук.
Звуки те соедините
И скорей произнесите.
- Какое слово получилось? (зима)
- что такое зима? - когда наступает она? - что вам нравится зимой?
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами будем  поговорить о зиме, будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Но прежде сыграем в игру.
3. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Я сейчас называю слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, ).
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,).
День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед  какой? (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
б) О чем можно сказать:
Морозный что? день, вечер, ветер
Холодная что? (погода, зима, ночь, сосулька).
Снежное что? (дерево, облако, озеро).
Ледяные что?  (дороги, сосульки, горки).
4. Игра «Назови ласково»  с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
снег-снежок                 сосулька сосулечка
мороз - морозец            дерево- деревце
ветер - ветерок            горка горочка
лёд - ледок                    холод - холодок
зима - зимушка             санки - саночки
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
 Мороз (что делает?) трещит, щиплет, кусает
Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет .
Снег (что делает?) идет, летит, падает, кружится .
Дети (что делают?) гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются
Метель (что делает?) вьется, бушует, воет, метет .
6.  Упражнение на логическое мышление.
 Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
снежинка
санки
снеговик

санки
снеговик
снежинка

снеговик
снежинка
?

7. Физминутка (имитация движений).
          Снег идет, снег идет.
         Дворник улицу метет,
        Мы катаемся на лыжах.  
        И встаем мы на коньки,
        Мы катаемся на санках.
         И играем все в снежки.
8.  Игра «Зимние забавы». 
Детям демонстрируются картинки с изображением различных зимних игр.
- Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).
9. Игра «Что лишнее?».
Картинки: санки, лыжи, велосипед, коньки.
10. Составление рассказа по сюжетной  картине «Зимние развлечения».
Беседа по картине:
Какое время года здесь изображено?
Чем занимались дети?
Что дети делали на горке?
Что  делали на льду?
А что еще делали дети? (лепили снеговика)
Что на голове у снеговика? Из чего у него сделан нос?
Как еще веселились дети зимой?
Как вы думаете, понравилось детям на прогулке?
     -А теперь придумайте рассказ по картине. Расскажите, какой был день, когда дети вышли гулять. Расскажите, как они играли.
     Примерный текст рассказа:
«Зимние забавы»
    Был солнечный зимний день. Кругом было много снега. Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Девочка и мальчики катались с горки на санках и лыжах. Девочка каталась на коньках на льду. Снег оказался мягким и, несколько ребят слепили большого снеговика. Они одели ему на голову ведро, а вместо носа поставили морковку.  А задорные мальчишки стали играть в  снежки. Они их весело лепили и бросали друг в друга. Всем детям очень нравилось гулять зимой.
11. Итог занятия. 
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- В какие игры можно играть зимой?
- На чем можно кататься зимой?
- Что понравилось на занятии?